- высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу,
- доброжелательная и деловая критика,
- свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни,
- удовлетворенность принадлежностью к организации,
- высокая степень взаимопомощи,
- достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
Несколько слов об управлении социально-психологическим климатом. Оно включает в себя осуществление следующих мероприятий:
- управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения),
- оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров,
- комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости,
- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива,
- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
По мнению Б.Д. Парыгина, одной из наиболее точных индикаторов социально-психологического климата является преимущественное настроение ее членов. Господствующее настроение в коллективе во многом определяет социально-психологический климат, и наоборот, сложившийся социально-психологический климат проявляется в соответствующем настроении ее членов. Соответственно, зная природу настроения, как особого психологического состояния, мы получаем возможность находить реальные пути формирования бодрого, жизнерадостного, оптимистического настроения в группе и формирования благоприятного социально-психологического климата в ней, а следовательно, и возможности формирования наиболее адекватного общественного мнения в организации[9].
Изучение социально-психологического климата – процесс сложный. Это связано с тем, что климат проявляет себя интегрально, как общий – положительный или отрицательный – нравственно-психологический фон внутриколлективных отношений. Это сложное равновесие множества компонентов, очень важных, очень специфических для каждой организации, но с трудом фиксируемых обычными исследовательскими приемами. В основе этих исследований лежит измерение конкретных типов и видов взаимоотношений, которое проводится на основе всех применяемых в психологии методов: наблюдения, эксперимента, опроса и др. В практикуме приводится ряд наиболее распространенных методик, позволяющих диагностировать актуальное состояние социально-психологического климата организации. Наряду с этими методиками, существуют и другие, позволяющие выявить не только состояние социально-психологического климата, но и сложную систему внутриколлективных взаимоотношений.
Приемы интерактивного общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.
Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование.
Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную д ...
Психологические теории внимания. Психологическая теория Т. Рибо
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо
. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительн ...
Этапы развития человека как субъекта. профессиональной
деятельности
Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный академиком Климовым Е.А.
Стадия предыгры («эпоха раннего детства» по переорганизации Эльконина Д.Б ...
Разделы