Социально-психологический климат как объект изучения психологии.
Страница 2

- высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу,

- доброжелательная и деловая критика,

- свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни,

- удовлетворенность принадлежностью к организации,

- высокая степень взаимопомощи,

- достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.

Несколько слов об управлении социально-психологическим климатом. Оно включает в себя осуществление следующих мероприятий:

- управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения),

- оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров,

- комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости,

- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива,

- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

По мнению Б.Д. Парыгина, одной из наиболее точных индикаторов социально-психологического климата является преимущественное настроение ее членов. Господствующее настроение в коллективе во многом определяет социально-психологический климат, и наоборот, сложившийся социально-психологический климат проявляется в соответствующем настроении ее членов. Соответственно, зная природу настроения, как особого психологического состояния, мы получаем возможность находить реальные пути формирования бодрого, жизнерадостного, оптимистического настроения в группе и формирования благоприятного социально-психологического климата в ней, а следовательно, и возможности формирования наиболее адекватного общественного мнения в организации[9].

Изучение социально-психологического климата – процесс сложный. Это связано с тем, что климат проявляет себя интегрально, как общий – положительный или отрицательный – нравственно-психологический фон внутриколлективных отношений. Это сложное равновесие множества компонентов, очень важных, очень специфических для каждой организации, но с трудом фиксируемых обычными исследовательскими приемами. В основе этих исследований лежит измерение конкретных типов и видов взаимоотношений, которое проводится на основе всех применяемых в психологии методов: наблюдения, эксперимента, опроса и др. В практикуме приводится ряд наиболее распространенных методик, позволяющих диагностировать актуальное состояние социально-психологического климата организации. Наряду с этими методиками, существуют и другие, позволяющие выявить не только состояние социально-психологического климата, но и сложную систему внутриколлективных взаимоотношений.

Страницы: 1 2 


Приемы интерактивного общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обоз­начающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их со­вместной деятельности. Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную д ...

Психологические теории внимания. Психологическая теория Т. Рибо
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо . Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительн ...

Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности
Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный академиком Климовым Е.А. Стадия предыгры («эпоха раннего детства» по переорганизации Эльконина Д.Б ...