Социально-психологический климат как объект изучения психологии.
Страница 2

- высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу,

- доброжелательная и деловая критика,

- свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни,

- удовлетворенность принадлежностью к организации,

- высокая степень взаимопомощи,

- достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.

Несколько слов об управлении социально-психологическим климатом. Оно включает в себя осуществление следующих мероприятий:

- управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения),

- оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров,

- комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости,

- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива,

- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

По мнению Б.Д. Парыгина, одной из наиболее точных индикаторов социально-психологического климата является преимущественное настроение ее членов. Господствующее настроение в коллективе во многом определяет социально-психологический климат, и наоборот, сложившийся социально-психологический климат проявляется в соответствующем настроении ее членов. Соответственно, зная природу настроения, как особого психологического состояния, мы получаем возможность находить реальные пути формирования бодрого, жизнерадостного, оптимистического настроения в группе и формирования благоприятного социально-психологического климата в ней, а следовательно, и возможности формирования наиболее адекватного общественного мнения в организации[9].

Изучение социально-психологического климата – процесс сложный. Это связано с тем, что климат проявляет себя интегрально, как общий – положительный или отрицательный – нравственно-психологический фон внутриколлективных отношений. Это сложное равновесие множества компонентов, очень важных, очень специфических для каждой организации, но с трудом фиксируемых обычными исследовательскими приемами. В основе этих исследований лежит измерение конкретных типов и видов взаимоотношений, которое проводится на основе всех применяемых в психологии методов: наблюдения, эксперимента, опроса и др. В практикуме приводится ряд наиболее распространенных методик, позволяющих диагностировать актуальное состояние социально-психологического климата организации. Наряду с этими методиками, существуют и другие, позволяющие выявить не только состояние социально-психологического климата, но и сложную систему внутриколлективных взаимоотношений.

Страницы: 1 2 


Девиантное поведение
В процессе социализации возможны откло­нения, дезинтеграция индивида. Такие явления называют­ся девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, ко­торые следуют такому поведению, называют девиантами. К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, прости­туция, самоубийство, пристрасти ...

Деловой конфликт (модель № 9)
Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми, формально-нормативными, отношениями власти - подчинения, системными и надсистемными факторами. Отс ...

Методика № 3. «Шкала ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер)»
Инструкция: Обведите одну из цифр в соответствии с тем, как Вы чувствуете себя в настоящий момент. Обработка результатов: От суммы баллов по прямым утверждениям надо отнять сумму баллов по обратным. Полученное число отражает уровень ситуативной тревожности. Низкая - 30 и выше, средняя от -10 до 10, высокая от 11 до 30. Прямые утверж ...