Материалы » Сущность и задачи педагогической психологии » Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний

Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний
Страница 2

Основу гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) составляет гуманитарная парадигма, предполагающая познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; вносит "человеческое измерение" во все сферы общественной жизни. Здесь характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий, но единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Поэтому одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание - не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Поэтому среди основных методов познания превалируют методы практической психологии (психологическая консультация, психотерапия, психотренинг).

В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии:

- уровень философской методологии;

- уровень методологии общенаучных принципов исследования;

- уровень конкретно-научной методологии;

- уровень методик и техник исследования [1].

Методология философская - это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Она существует не как система жестких норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.

К общенаучной методологии относятся попытки разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем и др. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности - общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.

Конкретно-научная методология разрабатывает те же проблемы, что и общенаучная методология, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки, в отношении как теории, так и эмпирической деятельности. На уровне конкретных методик и техник исследования осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического исследования применительно к решению познавательных задач определенного типа (проблемы валидности и методики разрабатываемых диагностических методик исследования).

Страницы: 1 2 


Восприятие
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Ощущения не выходят за пределы элементарных форм отражения, а заклю ...

Методы исследования
Являясь выпускницей МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева», было не сложно провести опрос в преподавательском составе школы. Первым этапом исследования являлось изучение уровня стресса у преподавательского состава, было выявлено, у какого количества высокий, средний и низкий уровень стресса. Данное исследование показало, что из 25 рабо ...

Общая характеристика групп и коллективов в организации. Понятие группы; виды, структура групп
В теориях личности отмечается, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивидуума. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях прев ...