Выводы

Целью констатирующего эксперимента была диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для этого были подобраны методики диагностики слуховой памяти дошкольников, отобраны детей для экспериментального исследования, проведено их обследование, сформулированы выводы об исходном уровне развития слухоречевой памяти детей.

Констатирующий этап исследования проводился в октябре месяце 2010 года с помощью методика «10 слов», «Долговременная память» А.Р. Лурия, методики парных ассоциаций «Запомни пару», теста фонематического слуха Р.В. Овчаровой.

На констатирующем этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено 10% дошкольников с ОНР III уровня с очень низким уровнем развития слуховой памяти, 20% - с низким уровнем, 60% - со средним, 10% - с высоким. По результатам диагностики долговременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия было выявлено 50% дошкольников с очень низким уровнем развития слуховой долговременной памяти, 50% - с низким.

Итак, на констатирующем этапе эксперименты нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня обусловлены недоразвитием фонематического восприятия.

В связи с этим было проведено обследование фонематического и слуха детей.

Для определения взаимосвязи между перечисленными параметрами, была использована корреляция. Корреляционный анализ позволил установить, что

- уровень развития смысловой слухоречевой памяти влияет на уровень развития кратковременной слухоречевой памяти (rs = 0,9, при р ≤0,01) и уровень развития долговременной слухоречевой памяти (rs = 0,89, при р ≤0,01);

- уровень развития фонематического слуха влияет на уровень развития кратковременной слухоречевой памяти (rs = 0,64, при р ≤0,05) и уровень развития долговременной слухоречевой памяти (rs = 0,8, при р ≤0,01).

Итак, причинами нарушений в развитии слухоречевой памяти старших дошкольников с ОНР III уровня является недостаточность формирования фонематического слуха. Ввиду того, что данные показатели развиваются во взаимосвязи, то коррекцию развития слухоречевой памяти возможно осуществлять посредством игр и упражнений направленных на развитие фонематических процессов.


Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении
Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно ...

Методы диагностики мышления
Методика «Что здесь лишнее?» Цель: Оценка образно-логического мышления, уровня сформированности анализа и обобщения у ребенка. Ход обследования: Каждый раз, пытаясь определить лишний предмет в группе, ребенок должен был обязательно поочередно назвать вслух все предметы рассматриваемой группы. Время работы: длительность работы с зад ...

Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания. Проблемы и основные задачи педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. 1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психи ...