Материалы » Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов) » Конфликт "группа - группа" ("стенка на стенку") (модель № 6)

Конфликт "группа - группа" ("стенка на стенку") (модель № 6)
Страница 1

Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп, обострениями динамики социально-психологических процессов и состояний. При протекании в форме открытой борьбы, что бывает довольно редко, - крайне опасен и разрушителен. Чаще существует в форме скрытого противоборства, а в латентных и пассивных формах (формализация межгрупповых отношений, уклонение от профессионального взаимодействия и служебного сотрудничества) свойственен многим большим коллективам.

На его развитии сказываются:

недостатки целенаправленной и продуманной работы по формированию и развитию профессиональных и служебных групп и коллективов;

практика формирования на базе отдельных коллективов и подразделений своеобразных "отстойников кадров", скоплений сотрудников, переведенных сюда по отрицательным мотивам;

значительное расхождение официальной и неофициальной структуры коллектива, увеличение роли неформальных лидеров и др.

Основные варианты:

Противостояние официальных групп на профессионально-деловой почве. Чаще всего это сотрудники различных подразделений (например, уголовного розыска и следствия). Эти конфликты обычно протекают в скрытой форме и определяются, прежде всего, различием менталитетов и критериев оценки результатов служебной деятельности. Часто возникают и обостряются при перегрузке по службе и ухудшении условий работы.

Оппозиция. Это группа сотрудников, недовольная руководителем и положением дел в коллективе. Она противостоит другой группе сотрудников, поддерживающей руководство (в отличие от варианта 1 предыдущей модели). Этот вариант конфликта обычно развивается в скрытой и пассивной форме. При переходе к активным действиям чаще всего трансформируется в борьбу за власть в коллективе (см. модель 11).

Негативно-служебная группировка - группа сотрудников, объединенная внеслужебными интересами противостоящими интересам службы (начиная от халатного отношения к службе и вплоть до их предательства). Эта группировка обычно противостоит части коллектива, преданной интересам дела и службы. На развитие конфликта, прежде всего, влияют качественный характер внеслужебных интересов, объем, состав и качества лидеров сторон конфликта. Очевидно, что за данным конфликтом в коллективе может стоять и криминальный конфликт.

Противостояние групп и группировок в коллективе, различающихся по

социально-психологическим признакам: землячества, возрастные группы (в том числе так называемая "дедовщина"), группы, объединенные предшествующим опытом работы и др.

Диагностика данного конфликта:

наиболее сложна на ранних этапах его развития, и при его особой закрытости и замаскированности;

может быть облегчена глубоким социально-психологическим обследованием коллектива и его климата, а также профессиональной и личностной деформации сотрудников;

предполагает выход на соответствующие источники информации о положении дел в коллективе и активное использование техники выведывания.

Страницы: 1 2


Психологические эффекты массовой коммуникации
В мире до сих пор борются две тенденции. Представители одной, теперь уходящей, никак не желают признавать наличия каких-либо особых «эффектов» [1, С.14]. Как из специальных исследований, так и из практики известен целый ряд интересных и важных эффектов массовой коммуникации. Рассмотрим достаточно яркие примеры: крайне позитивного и, на ...

Нарушения общения и коммуникативные барьеры
Нарушение межличностного общения – двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр. Разрушение отношений с кем-либо вследствие подозрительности, манипулятивности, зависти, ревности и т. п. ...

Использование игротерапии для развитий межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы положена система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная нами к педагогическому процессу группы. Нами была составлена коррекционная программа, направленная на детей старшего подросткового возраста, обучающихся в средней общеоб ...