Материалы » Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов) » Конфликт "группа - группа" ("стенка на стенку") (модель № 6)

Конфликт "группа - группа" ("стенка на стенку") (модель № 6)
Страница 1

Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп, обострениями динамики социально-психологических процессов и состояний. При протекании в форме открытой борьбы, что бывает довольно редко, - крайне опасен и разрушителен. Чаще существует в форме скрытого противоборства, а в латентных и пассивных формах (формализация межгрупповых отношений, уклонение от профессионального взаимодействия и служебного сотрудничества) свойственен многим большим коллективам.

На его развитии сказываются:

недостатки целенаправленной и продуманной работы по формированию и развитию профессиональных и служебных групп и коллективов;

практика формирования на базе отдельных коллективов и подразделений своеобразных "отстойников кадров", скоплений сотрудников, переведенных сюда по отрицательным мотивам;

значительное расхождение официальной и неофициальной структуры коллектива, увеличение роли неформальных лидеров и др.

Основные варианты:

Противостояние официальных групп на профессионально-деловой почве. Чаще всего это сотрудники различных подразделений (например, уголовного розыска и следствия). Эти конфликты обычно протекают в скрытой форме и определяются, прежде всего, различием менталитетов и критериев оценки результатов служебной деятельности. Часто возникают и обостряются при перегрузке по службе и ухудшении условий работы.

Оппозиция. Это группа сотрудников, недовольная руководителем и положением дел в коллективе. Она противостоит другой группе сотрудников, поддерживающей руководство (в отличие от варианта 1 предыдущей модели). Этот вариант конфликта обычно развивается в скрытой и пассивной форме. При переходе к активным действиям чаще всего трансформируется в борьбу за власть в коллективе (см. модель 11).

Негативно-служебная группировка - группа сотрудников, объединенная внеслужебными интересами противостоящими интересам службы (начиная от халатного отношения к службе и вплоть до их предательства). Эта группировка обычно противостоит части коллектива, преданной интересам дела и службы. На развитие конфликта, прежде всего, влияют качественный характер внеслужебных интересов, объем, состав и качества лидеров сторон конфликта. Очевидно, что за данным конфликтом в коллективе может стоять и криминальный конфликт.

Противостояние групп и группировок в коллективе, различающихся по

социально-психологическим признакам: землячества, возрастные группы (в том числе так называемая "дедовщина"), группы, объединенные предшествующим опытом работы и др.

Диагностика данного конфликта:

наиболее сложна на ранних этапах его развития, и при его особой закрытости и замаскированности;

может быть облегчена глубоким социально-психологическим обследованием коллектива и его климата, а также профессиональной и личностной деформации сотрудников;

предполагает выход на соответствующие источники информации о положении дел в коллективе и активное использование техники выведывания.

Страницы: 1 2


Проблема застенчивости глазами исследователей
В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем: 1) в желании спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в ст ...

Методы исследования
Являясь выпускницей МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева», было не сложно провести опрос в преподавательском составе школы. Первым этапом исследования являлось изучение уровня стресса у преподавательского состава, было выявлено, у какого количества высокий, средний и низкий уровень стресса. Данное исследование показало, что из 25 рабо ...

Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева». Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева
Практическая часть курсового проекта «Стресс и его последствия» была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева». Расположение данной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района, гд ...