Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп, обострениями динамики социально-психологических процессов и состояний. При протекании в форме открытой борьбы, что бывает довольно редко, - крайне опасен и разрушителен. Чаще существует в форме скрытого противоборства, а в латентных и пассивных формах (формализация межгрупповых отношений, уклонение от профессионального взаимодействия и служебного сотрудничества) свойственен многим большим коллективам.
На его развитии сказываются:
недостатки целенаправленной и продуманной работы по формированию и развитию профессиональных и служебных групп и коллективов;
практика формирования на базе отдельных коллективов и подразделений своеобразных "отстойников кадров", скоплений сотрудников, переведенных сюда по отрицательным мотивам;
значительное расхождение официальной и неофициальной структуры коллектива, увеличение роли неформальных лидеров и др.
Основные варианты:
Противостояние официальных групп на профессионально-деловой почве. Чаще всего это сотрудники различных подразделений (например, уголовного розыска и следствия). Эти конфликты обычно протекают в скрытой форме и определяются, прежде всего, различием менталитетов и критериев оценки результатов служебной деятельности. Часто возникают и обостряются при перегрузке по службе и ухудшении условий работы.
Оппозиция. Это группа сотрудников, недовольная руководителем и положением дел в коллективе. Она противостоит другой группе сотрудников, поддерживающей руководство (в отличие от варианта 1 предыдущей модели). Этот вариант конфликта обычно развивается в скрытой и пассивной форме. При переходе к активным действиям чаще всего трансформируется в борьбу за власть в коллективе (см. модель 11).
Негативно-служебная группировка - группа сотрудников, объединенная внеслужебными интересами противостоящими интересам службы (начиная от халатного отношения к службе и вплоть до их предательства). Эта группировка обычно противостоит части коллектива, преданной интересам дела и службы. На развитие конфликта, прежде всего, влияют качественный характер внеслужебных интересов, объем, состав и качества лидеров сторон конфликта. Очевидно, что за данным конфликтом в коллективе может стоять и криминальный конфликт.
Противостояние групп и группировок в коллективе, различающихся по
социально-психологическим признакам: землячества, возрастные группы (в том числе так называемая "дедовщина"), группы, объединенные предшествующим опытом работы и др.
Диагностика данного конфликта:
наиболее сложна на ранних этапах его развития, и при его особой закрытости и замаскированности;
может быть облегчена глубоким социально-психологическим обследованием коллектива и его климата, а также профессиональной и личностной деформации сотрудников;
предполагает выход на соответствующие источники информации о положении дел в коллективе и активное использование техники выведывания.
Характер как основа формирования компьютерной зависимости у подростков. Характер
как психологическая категория .
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь вес ...
Формирование супружеской пары. Факторы и условия психологической
совместимости и адаптации в семье
В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступл ...
Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом
возрасте. Самосознание как психологическая характеристика
личности
Феномен самосознания можно рассматривать с разных точек зрения, в частности: философии, этики, педагогики, а также психологии.
В рамках данной дипломной работы мы будем рассматривать самосознание с точки зрения психологии.
В психологии же на феномен самосознания не имеется однозначной позиции. По мнению В.Ф.Сафина причина разного по ...
Разделы