В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.
С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.
Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем»[32].
Факторы, влияющие на отцовскую роль в семье:
1. доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение, ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.
2. На умственные характеристики детей оказывает положительное влияние авторитарность отца.
3. Забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны отца влияют на формирование положительной самооценки.
4. Авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации неблагоприятен для развития ребенка.
5. Отец для сына является первичным источником информации о взаимоотношениях полов.
Выводы
Анализ литературы по семейному воспитанию детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что недостаточное внимание уделяется роли отца.
В настоящее время отец не всегда является авторитетом. Его роль сводится только к тому, чтобы обеспечивать семью материально и защищать «от врагов». А как же эмоциональная связь? Как же общение с отцом, которое так необходимо ребенку?
В период младенчества ребенок только начинает узнавать отца. Но в начале отец является для ребенка второй матерью (Г.Фигдор). Постепенно ребенок начинает замечать разницу, так как отец и мать по – разному разговаривают с ним, по – разному играют и, следовательно, ребенок начинает предъявлять к ним разные требования. К году ребенок замечает отношения матери и отца, различает их и видит себя исключенным из этих отношений, но в тоже время приобретает важное познание: быть исключенным вовсе не означает быть потерянным в этом мире. Отец подает малышу пример отношений с другим объектом. Путем отождествления себя с отцом ребенок открывает возможность новых отношений. С помощью отца ребенок учится общаться, устанавливать контакт, выходить из конфликтных ситуаций. Поэтому присутствие отца так необходимо.
Анализ результатов первичного исследования по методике Н.Г. Лускановой
Цель: анализ уровня школьной мотивации. Дата проведения: 30.04.2005г.
Общий уровень школьной мотивации в группе низкий. Четверо учащихся (01, 07, 09, 10) -40% имеют низкий уровень школьной мотивации. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности, испытывают затруднения в социально-психологической дез ...
Психологические корни религии
Религиозная вера представляет собой феномен субъективного мира человека, его психики, его сознания. Но далее неизбежно встает вопрос: откуда берутся у людей религиозные верования и представления? Каковы причины, обуславливающие появление этих верований?
На эти вопросы различные ответы давали как защитники религии, так и ее противни ...
Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г. Зеи. Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности
среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи
Эмпирическое исследование проводилось по следующим этапам:
1. Подготовительный, т.е. разработка программы исследования, определение целей, задач, плана ( ноябрь 2006г).
2. Прикладной – сбор первичной социологической информации, который включал записи наблюдения, результаты опросов, работу с научно-методическими источниками ( декабрь 2 ...



Разделы