Материалы » Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов » Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности

Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности
Страница 1

Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный академиком Климовым Е.А.

Стадия предыгры («эпоха раннего детства» по переорганизации Эльконина Д.Б.) – от рождения приблизительно до 3 лет (т.е. около 5 % всего цикла развития субъекта деятельности – от рождения до пенсионного возраста). В это время ребенок, общаясь со взрослыми, овладевает функциями восприятия, движениями, речью, усваивает некоторые манипулятивные действия, простейшие правила поведения и моральные оценки.

На стадии игры («период дошкольного детства») – от 3 до 6 – 8 лет (примерно 7 % цикла развития субъекта деятельности) – ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности, межчеловеческими отношениями и действиями в системе игр, организуемых в той или иной степени взрослыми, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и в ходе выполнения отдельных трудовых и учебных заданий. В это время на основе развития речи появляется и развивается способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляются и развиваются соподчинение мотивов, способность к волевым усилиям, направленным на достижение привлекательных целей, и к самооценке. Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм; на основе типичных форм реагирования ребенка начинает складываться индивидуальный стиль деятельности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то. Он узнает, что для этого надо учиться; активно развиваются знания о труде взрослых. Если позаботиться о том, чтобы дети усвоили мысленную схему анализа труда (например, последовательность его рассмотрения: замысел, материал, инструмент, действия, результат), то шестилетки часто подходят к характеристике труда почти как взрослые.

Стадия овладения учебной деятельностью («период младшего школьного детства») – от 6 – 8 до 11 – 12 лет (около 7 % цикла). Здесь интенсивно развиваются способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности; способность преднамеренно действовать «про себя», «в уме» (т.е. воображение, планирование). Осваиваются новые социальные требования и межчеловеческие отношения, связанные с режимом школы, с включенностью в системы «учитель – ученик», «ученик – соученик», «ученик младшего класса – ученик старшего класса». Происходит дальнейшее усвоение норм поведения – уже в виде не разрозненных фрагментов, а четко сформулированной и развернутой системы обобщенных требований. Все активнее формируются навыки общественного взаимодействия младших школьников – октябрят, а затем пионеров. Воспитываются чувство личной и коллективной ответственности, понятие и чувство долга, другие морально-политические понятия и чувства (коллективизм, интернационализм).

Наряду с учением значительную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играет труд. Важно отметить, что и в процессе собственно учебной деятельности формируются известные компоненты профессиональной пригодности или их предпосылки, качества, которые в трудовых ситуациях окажутся профессионально ценными (например, способность работать по заданию и внимательность).

Страницы: 1 2 3


Связь между условием притязаний, самооценкой и профессиональными интересами
Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 4). Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – природа» свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05). Учащимся, сделавшим выбор в пользу профессий ...

Характеристика условий обучения в школах-интернатах 8-го вида и типологических особенностей личностного и психофизиологического потенциала адаптации умственно-отсталых подростков
Специальные образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования это учебный план, программы, учебники для коррекционных школ 8-го вида. Обучение детей в коррекционных школах 8-г ...

Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие
«В» Образная (ассоциативная) память – формируется в результате взаимодействия отрицательных и положительных эмоций, где полученный опыт приобретает свой схематизм исполнения. Благодаря способности эмоций связывать между собой различные значения в ассоциативные цепочки, сознание приобрело способность создавать виртуальные представления и ...