Материалы » Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов » Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности

Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности
Страница 1

Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный академиком Климовым Е.А.

Стадия предыгры («эпоха раннего детства» по переорганизации Эльконина Д.Б.) – от рождения приблизительно до 3 лет (т.е. около 5 % всего цикла развития субъекта деятельности – от рождения до пенсионного возраста). В это время ребенок, общаясь со взрослыми, овладевает функциями восприятия, движениями, речью, усваивает некоторые манипулятивные действия, простейшие правила поведения и моральные оценки.

На стадии игры («период дошкольного детства») – от 3 до 6 – 8 лет (примерно 7 % цикла развития субъекта деятельности) – ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности, межчеловеческими отношениями и действиями в системе игр, организуемых в той или иной степени взрослыми, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и в ходе выполнения отдельных трудовых и учебных заданий. В это время на основе развития речи появляется и развивается способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляются и развиваются соподчинение мотивов, способность к волевым усилиям, направленным на достижение привлекательных целей, и к самооценке. Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм; на основе типичных форм реагирования ребенка начинает складываться индивидуальный стиль деятельности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то. Он узнает, что для этого надо учиться; активно развиваются знания о труде взрослых. Если позаботиться о том, чтобы дети усвоили мысленную схему анализа труда (например, последовательность его рассмотрения: замысел, материал, инструмент, действия, результат), то шестилетки часто подходят к характеристике труда почти как взрослые.

Стадия овладения учебной деятельностью («период младшего школьного детства») – от 6 – 8 до 11 – 12 лет (около 7 % цикла). Здесь интенсивно развиваются способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности; способность преднамеренно действовать «про себя», «в уме» (т.е. воображение, планирование). Осваиваются новые социальные требования и межчеловеческие отношения, связанные с режимом школы, с включенностью в системы «учитель – ученик», «ученик – соученик», «ученик младшего класса – ученик старшего класса». Происходит дальнейшее усвоение норм поведения – уже в виде не разрозненных фрагментов, а четко сформулированной и развернутой системы обобщенных требований. Все активнее формируются навыки общественного взаимодействия младших школьников – октябрят, а затем пионеров. Воспитываются чувство личной и коллективной ответственности, понятие и чувство долга, другие морально-политические понятия и чувства (коллективизм, интернационализм).

Наряду с учением значительную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играет труд. Важно отметить, что и в процессе собственно учебной деятельности формируются известные компоненты профессиональной пригодности или их предпосылки, качества, которые в трудовых ситуациях окажутся профессионально ценными (например, способность работать по заданию и внимательность).

Страницы: 1 2 3


Расстройства памяти
Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отлича­ются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Например, ваши воспо­минания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них вос ...

Понятие и теория детского эгоцентризма
При обследовании психологических особенностей одаренных детей представляется важным сравнительное с нормой изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду часто встречающейся отчужденности таких детей от остального мира. У чрезвычайно одарённого у ребенка складывается устойчивая положительная самооценк ...

Конфликтный многоугольник (модель № 7)
Большинство моделей в конфликтологии описывает двусторонний конфликт. При этом существуют две точки зрения. Первая утверждает, что конфликту свойственна поляризация сил, и любой, даже первоначально многосторонний конфликт, в конечном счете превращается в двусторонний. Вторая точка зрения допускает самостоятельное существование многостор ...