Материалы » Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов » Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности

Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности
Страница 2

Стадия оптации (подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути) – это период, приблизительно соответствующий «эпохе подростничества» (приблизительно потому, что часть подростков уже с 14 лет переходит в систему профессионального обучения, а некоторые делают это после окончания 11 класса). Это интервал от 11 – 12 до 14 – 16 лет (8 % цикла). В этот период происходит овладение системой социально значимых (для мира «взрослых») ценностных представлений и идеалов (мысленных образцов построения жизни, профессионального пути); активное и действенное усвоение системы «взрослых» отношений со сверстниками и старшими; активный самоанализ и соотнесение своей личности с «миром взрослых»; попытки реального планирования своего будущего. Особенно интенсивно и активно формируются в этот период моральные понятия, знания о людях и обществе, о профессиях, то есть основы общей и профессиональной направленности личности. Обостряются переживания, связанные со стремлением подростков стать взрослее, подчеркнуть свое отличие от «маленьких».

Собственно учебная деятельность в том виде, в каком она традиционно предлагается в школе, отступает в сознании подростка на второй план по сравнению с активной деятельностью по освоению «мира взрослых» (в меру того, как его понимает подросток). Приобретение знаний и навыков идет активно и вне школы, самостоятельно – иной раз безотносительно к собственно школьным ценностям и вопреки ожиданиям родителей и педагогов. Подросток может быть, например, поглощен «оживлением» старого велосипедного мотора, который он прикрепляет к им же модифицированным останкам велосипеда и с треском носится на изготовленной таким образом «машине». При этом он очень многое узнает о соответствующих двигателях, топливе, маслах, технических узлах и механизмах, многому научается. Правда, все это не нужно с точки зрения очередной темы, изучаемой в школе, и тот же подросток может выглядеть на уроках слабым, отсталым, «запущенным» учеником. Все это способно сильно сдерживать инициативу, маскировать творческий склад ума.

Данный период характеризуется все более активными попытками самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации, стремлением подготовить себя к будущему (опять-таки в соответствии с тем, как понимает подросток все эти цели). Интенсивно развивается способность осознать операции мышления и применять их. Завершается стадия оптации формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которой мыслит себя в перспективе подрастающий человек. Оформляются профессиональные планы, сознательно и самостоятельно принимаются достаточно определенные и твердые решения. Всего этого не было на предшествующих стадиях, и это можно считать специфическим новообразованием в сознании подростка.

На стадии профессиональной подготовки – от 14 – 16 до 18 – 23 лет (около 7 % цикла) – осваивается система основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, происходит овладение знаниями, умениями, навыками, важными для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, образуются комплекты профессионально важных личных качеств – формируется профессиональная пригодность.

Стадия развития профессионала продолжается от 18 – 23 лет до пенсионного возраста, занимая около двух третей цикла развития субъекта профессиональной деятельности. Это время межчеловеческих отношений в данной профессиональной общности и дальнейшее развитие, формирование всех элементов структуры субъекта деятельности.

Страницы: 1 2 3


Основные формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современ­ных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, нар­команию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою спе­цифику. Преступность. Социологические исследования преступ­ности и ее причин берут начало в работах русского статисти­ка К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо ...

Взаимодействие и общение в группе
Зарубежная психология перенесла центр тяжести при изучении малых групп на исследование особенностей межличностного общения индивидов в группах, рассматривая его в контексте симпатий и антипатий, безразличия и привязанности, которые испытывают друг к другу индивиды в процессе общения и взаимодействия. Согласно мнению представителей груп ...

Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен
Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день нас информируют о происходящих в мире войнах и убийствах. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти повсюду и постоянно. Выросло целое поколение, для которого слова «война», «убийство», «терроризм» явл ...