Исследование проходило в три этапа:
1этап. Выбор диагностических методик, позволяющих определить роль отца в жизни ребенка.
2 этап. Проведение диагностического исследования по определению роли отца в жизни ребенка.
3 этап. Качественный и количественный анализ в ходе исследованных данных.
Цель: изучить особенности детско-отцовских отношений.
Задачи:
Определить уровень знаний и представлений у отцов о задачах, содержании и методиках воспитания детей.
Определить удовлетворенность своим положением в семье.
Выяснить отношение отца к ребенку.
Первая группа методов направлена на изучение положения ребенка в семье. При работе с детьми мы использовали рисунок тест «Мой папа и я». Методика «Неоконченное предложение».
Вторая группа методов направлена на выявление знаний у отцов об их ребенке. При работе с папами нами было использовано анкетирование.
Констатирующий эксперимент проводился в МДОУ детский сад комбинированного вида№6 г. Усолье – Сибирского в подготовительной к школе группе №9.
В эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет. А также папы этих детей.
Свою работу мы начали с обследования детей кинестического рисунка «Мой папа и я».[17]
Цель: изучение осознания, удовлетворения ребенка во взаимодействии с отцом.
Методика проведения:
Ребенку предлагается альбомный лист, цветные карандаши. Ставится условие, необходимо нарисовать своего папу и себя в действии. Оценивается качество изображения, тщательность нарисовки, небрежность, красочность положение объектов на листе, заштрихованность. Содержательной характеристикой является изображение деятельности с отцом, их взаимное расположение друг с другом, присутствие или отсутствие себя или отца, а также соотношение людей, вещей на рисунке. (Приложение)
Анализ результатов рисунка осуществляется по следующим показателям:
Наличие беспокойства у ребенка к отцу
Эмоциональное напряжение и дистанция
Наличие враждебности по отношению к отцу
На основе этих показателей выявили:
Благоприятная ситуация в семье прослеживается на рисунках, где ребенок расположил себя рядом с отцом, находятся в центре рисунка, изображает себя и отца нарядными, улыбающимися. В ярких красках, тщательно прорисованы линии.
Неблагоприятная ситуация в семье прослеживается на рисунках, когда ребенок не рисует себя или отца. Ребенок рисует себя грустным, вдали от отца. Не прослеживается совместная деятельность. Наличие темных красок.
Методика «Неоконченные предложения[17]
Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей. В данном случае выявить отношение отца к ребенку, и отношение ребенка к отцу.
Методика проведения:
Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение).
Для обследования самих пап была разработана анкета из 6 вопросов.
Цель: выявить уровень знаний и представлений у отцов о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.
Методика проведения:
Папам было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний о воспитании своего ребенка.
Характер
Характер-совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельность и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера заключается в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям ...
Обследование ребенка
Задача логопеда - психолога состоит в том, чтобы с помощью наиболее простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности речевого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок.
Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно ...
Приложения
Характеристики обследованных старшеклассников
Кэттел
Таблица 1
№ п/п
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4
МД
1.
7
4
9
3
7
10
8
8
8
6
5
3
5
7
8
8
2
2.
9
2
8
6
10
6
11
3
6
8
10
12
3 ...
Разделы