Материалы » Роль отца в жизни ребенка » Экспериментальные исследования по выявлению роли отца в семье. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

Экспериментальные исследования по выявлению роли отца в семье. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

Исследование проходило в три этапа:

1этап. Выбор диагностических методик, позволяющих определить роль отца в жизни ребенка.

2 этап. Проведение диагностического исследования по определению роли отца в жизни ребенка.

3 этап. Качественный и количественный анализ в ходе исследованных данных.

Цель: изучить особенности детско-отцовских отношений.

Задачи:

Определить уровень знаний и представлений у отцов о задачах, содержании и методиках воспитания детей.

Определить удовлетворенность своим положением в семье.

Выяснить отношение отца к ребенку.

Первая группа методов направлена на изучение положения ребенка в семье. При работе с детьми мы использовали рисунок тест «Мой папа и я». Методика «Неоконченное предложение».

Вторая группа методов направлена на выявление знаний у отцов об их ребенке. При работе с папами нами было использовано анкетирование.

Констатирующий эксперимент проводился в МДОУ детский сад комбинированного вида№6 г. Усолье – Сибирского в подготовительной к школе группе №9.

В эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет. А также папы этих детей.

Свою работу мы начали с обследования детей кинестического рисунка «Мой папа и я».[17]

Цель: изучение осознания, удовлетворения ребенка во взаимодействии с отцом.

Методика проведения:

Ребенку предлагается альбомный лист, цветные карандаши. Ставится условие, необходимо нарисовать своего папу и себя в действии. Оценивается качество изображения, тщательность нарисовки, небрежность, красочность положение объектов на листе, заштрихованность. Содержательной характеристикой является изображение деятельности с отцом, их взаимное расположение друг с другом, присутствие или отсутствие себя или отца, а также соотношение людей, вещей на рисунке. (Приложение)

Анализ результатов рисунка осуществляется по следующим показателям:

Наличие беспокойства у ребенка к отцу

Эмоциональное напряжение и дистанция

Наличие враждебности по отношению к отцу

На основе этих показателей выявили:

Благоприятная ситуация в семье прослеживается на рисунках, где ребенок расположил себя рядом с отцом, находятся в центре рисунка, изображает себя и отца нарядными, улыбающимися. В ярких красках, тщательно прорисованы линии.

Неблагоприятная ситуация в семье прослеживается на рисунках, когда ребенок не рисует себя или отца. Ребенок рисует себя грустным, вдали от отца. Не прослеживается совместная деятельность. Наличие темных красок.

Методика «Неоконченные предложения[17]

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей. В данном случае выявить отношение отца к ребенку, и отношение ребенка к отцу.

Методика проведения:

Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение).

Для обследования самих пап была разработана анкета из 6 вопросов.

Цель: выявить уровень знаний и представлений у отцов о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.

Методика проведения:

Папам было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний о воспитании своего ребенка.


Анализ психологической литературы. Рассмотрение теоретических подходов к проблемам изучения агрессии. Понятие агрессии и подходы к ее изучению
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту».[1] Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением с ...

Роль самопознания в формировании самооценки личности
СВ. Жилин (2003) в качестве одного из механизмов формирования Я-концепции человека называет целенаправленную деятельность по совершен­ствованию собственной личности. В основе такой деятельности лежит процесс самопознания. Поскольку самооценка является компонентом Я-концепции личности (Жилин С.В, 2003) а так же самосознания человека (Бер ...

Заключение.
Работа была построена из двух частей: теоретического исследования и экспериментальной части. Теоретическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характ ...