Гемблинг – патологическая склонность к азартным играм
Страница 2

Изначальная, первичная потребность играть в азартные игры может быть обусловлена:

· естественным любопытством и интересом к незнакомому и привлекательному виду деятельности;

· желанием получить острые ощущения (повышение адреналина в крови);

· желанием легких денег - получение материальных средств «по пути наименьшего сопротивления»;

· ориентацией на удачу, фортуну, «халяву», «шару», нежели на собственные способности и возможности;

· возможностью приобщения к определенной социальной группе;

· потребностью расслабления и релаксации.

Но не каждый из тех, кто когда-либо пробовал играть, втягивается в игровую деятельность и становится зависимым от нее. Из этого можно сделать вывод, что существует определенный тип людей, представляющих группу риска подобной девиации или определенный комплекс черт, характерных для структуры личности гемблера. Но поиски «структуры личности гемблера», а также попытки выявить «специфический профиль» личности предрасположенной к гиперактивации потребности играть в азартные игры, являются чрезвычайно сложными задачами.

Характерной чертой гемблера является постоянный оптимизм относительно ожидаемого выигрыша и невозможность извлечь уроки из цепи прошлых проигрышей. Остановиться при проигрыше всегда еще труднее, чем при выигрыше. Мотивация к аддиктивному поведению, помимо, собственно, денег, которые могут быть выиграны, поведенчески всегда подкрепляется субэйфорическим ощущением, испытываемым между ставкой и исходом игры. Очень важно, что деньги здесь играют подчиненную роль - компульсивный игрок будет продолжать игру вне зависимости от партнеров и длительности проигрыша [3].

Согласно американскому диагностическому и статистическому руководству по классификации психических расстройств основной чертой патологического гемблинга является «хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх и участие в азартных играх, которое компрометирует, разрушает или повреждает личные, семейные и профессиональные интересы. Участие в азартных играх, стремление к нему и активность в этом направлении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие как результат гемблинга ведут к интенсификации участия в азартных играх». В справочнике обращается внимание на наиболее частые проблемы, связанные с участием в азартных играх. Типичными проявлениями социальной дезадаптации являются: финансовая несостоятельность, долги, правонарушения, конфликты с супружеским партнером, снижение профессиональной продуктивности. Наиболее тяжелыми последствиями являются увязание в криминальной среде и суицидное поведение. Т.е. кроме того, что гемблеры – это потенциальные преступники, они и потенциальные жертвы, жизнь которых часто «висит на волоске» [18].

Характерен внешний рисунок поведения: больные выглядят самоуверенными, независимыми, энергичными, несколько грубоватыми и широко тратят деньги, в особенности в периоды стресса, при наличии очевидных тревожно - депрессивных проявлений. Они не пытаются как-то организовать бюджет, копить деньги, предпочитая сначала занимать их, а затем доставать незаконным образом. Среди незаконных средств добывания денег преобладают ненасильственные (аферы, хищения) [4].

Гемблинг - сверхценное увлечение, когда все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становятся определяющим вектором поведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность. Классическим примером параксизмального увлечения и «гиперувлечения» является состояние влюбленности, когда человек может быть полностью сосредоточен на объекте и субъекте эмоционального переживания, утрачивать контроль за временем, посвященным ему, игнорировать любые иные стороны жизнедеятельности. Существенными признаками сверхценных психологических увлечений считаются:

- глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения;

- пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения;

- утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увлечение;

- игнорирование любой иной деятельности или увлечения.

Психологическое увлечение в отличие от психопатологического, не выходит за границы традиционных для общества или отдельных его групп. Поэтому одно и то же групповое или коллективное увлечение может включать как людей с обычными интересами к такому виду деятельности, так и увлеченных и гиперувлеченных, захваченных идеей фикс [2].

Предикторами расстройства являются следующие психосоциальные факторы: утрата родителей в возрасте до 15 лет в результате смерти или развода, неадекватный родительский стиль воспитания (безразличие, непоследовательность, чрезмерная строгость), неадекватное отношение к деньгам в семье (фетишизация денег или отсутствие планирования бюджета), ситуативная доступность азартных игр для подростка. Для больных мужского пола характерен эмансипационный конфликт с родителями в подростковом возрасте, в дальнейшем - неприятие авторитарных фигур.

Страницы: 1 2 3 4


Причины возникновения стресса на работе
Наиболее существенными глобальными факторами возникновения стресса являются: - развитие научно-технического прогресса; - увеличение темпа жизни; - рост плотности населения в мегаполисах, который ведет к изменению размеров транспортных потоков, росту необходимых контактов и усиливающемуся шуму. Реструктуризация компаний и сокращения ...

Система социальной иерархии
Группировки обезьян совершенно непостоянны. Некоторые животные предпочитают бродить в одиночестве, но порой охотно присоединяются к тем или иным временным группам, включающим до 30 обезьян. Существуют более постоянные небольшие альянсы – это обычно либо семейные группы, состоящие из матери и ее двух-трех детей разного возраста, либо объ ...

Выявление эффективности работы по формированию самооценки у подростков с нарушением интеллекта
После проведенной нами работы с учащимися, участвовавшими в формирующем эксперименте, был проведен контрольный срез по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты выполнения заданий до и после формирующего этапа мы сравнили между собой. Проведение методики «Шкала самооценки» (по Ч.Д. Спилбергеру, Ю.Л. Ханину) на контро ...