Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом возрасте. Самосознание как психологическая характеристика личности

Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом возрасте. Самосознание как психологическая характеристика личности
Страница 1

Феномен самосознания можно рассматривать с разных точек зрения, в частности: философии, этики, педагогики, а также психологии.

В рамках данной дипломной работы мы будем рассматривать самосознание с точки зрения психологии.

В психологии же на феномен самосознания не имеется однозначной позиции. По мнению В.Ф.Сафина причина разного понимания заключается в том, что одни исследователи, например, такие как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Р. Лэнг, Р. Бернс, – подходят к данной проблеме с позиции психологии личности – «изнутри». Другие, в частности, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, – с позиции общей психологии, – процессуально. Одни обозначают феномен самосознания в структурных терминах, например, Е.Т. Соколова; другие, в частности, А.Н. Крылов, – с точки зрения их функций, механизмов; одни рассматривают его как формирование, становление, другие – как субстанцию и так далее [33]. Картинки по запросу база отдыха с пляжем uzor74.ru.

Здесь же необходимо отметить, что некоторые отечественные психологи, например, такие как: А.А. Реан, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский отождествляют феномен самосознания с понятием «Я-концепция». Но, тем не менее, в отечественной психологии большинство исследователей «Я-концепцию» понимают как «продукт самосознания» [8, с. 346].

Таким образом, мы видим, что в психологии нет однозначного представления относительно феномена самосознания, так как одни авторы отождествляют его с «Я-концепцией» (понятием из зарубежной психологии), другие разводят эти понятия, считая, «Я-концепцию» «продуктом самосознания… и одновременно существенным условием, моментом этого процесса» [8, с. 346]; «ядром» самосознания [1, с. 184].

В данной работе мы будем опираться на понимание самосознания как «процесс осознанного отношения человека к самому себе, выражающегося в самооценивание данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения» [34, с. 16].

Итак, определившись с понятием феномена самосознания, обратимся к его структуре и компонентному составу, то есть рассмотрим самосознание как установочное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. Это позволит нам определить и понять «… в каких понятиях, индивид воспринимает и описывает себя, какие свойства организма он осознает более, а какие менее отчетливо, как сочетаются друг с другом предельные компоненты этого образа…» [18, с. 58].

«… Пока психология была асоциальной, она затруднялась ответить на эти вопросы, поскольку привычные и понятные ей инстинктивно – чувственные компоненты (самочувствие, самоощущение) органически переплетаются здесь с абстрактно – логическими (понятие «Я»), а когнитивные (познания своих качеств – с ценностно-ориентационными (уровень притязания, представление о смысле жизни). Социальная психология снимает эти вопросы посредством теории социальных установок. … Всякая социальная установка содержит в себе три взаимосвязанных компонента: когнитивный (познавательный) – определенные представления и мнения об объекте; аффективный (эмоциональный) – позитивные или негативные чувства к объекту; поведенческий – готовность к определенному образу действий в отношении объекта…

Понимание «образа Я»: «Я» – идеального и «Я» – реального, то есть «свойств, которые индивид приписывает себе, и теми, которыми он хотел бы обладать», (их несовпадение по мнению И.С. Кона, - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания) [17, с. 102]; как социальной установки (точнее, установочной системы) позволяет представить его структуру не как случайный набор компонентов (представление о своем теле, психических свойствах, моральных качеств и т.п.), а как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.

Вообще понимание «образа Я» как установочной системы позволяет иначе, более корректно поставить проблему единства и множественности «Я». Как … отмечает В.А. Ядов, когнитивные элементы всякой социальной установки « обладают свойствами дифференцированности и обобщенности, свойствами транзитивности (переноса знания или основанного на знании отношения с одного компонента на другой, а главное, в этой структуре действует принцип, согласно которому знания как бы «стремятся» к логической и психологической согласованности. Для самосознания эти моменты – транзитивность и стремление к внутренней согласованности – особенно важны. «Образ Я» не совсем обычная установочная система. Поскольку объект и субъект установки здесь совпадают, «образ Я» всегда индивидуален и специфичен, какими бы общими ни были его компоненты… [17, С. 68-70].

Страницы: 1 2 3 4 5


Типология характеров
Попытки построения типологии характера были во всей истории психологии: в начале 19 в.- немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, позже американцем У. Шелдоном, в наши дни – Э. Фроммом, А.Е. Личко и др. Все типологии исходили из ряда общих идей: 1.Характер формируется рано, в онтогенезе, на протяжении жизни проявляется более или ме ...

Психологические механизмы и особенности процесса принятия решений в профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова
Условия профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений имеют свои особенности. Благоприятные, оптимальные условия трудовой деятельности возникают тогда, когда влияние факторов с учетом их взаимодействия в конкретных условиях деятельности таково, что обеспечивается нормальное осуществление п ...

Проявление индивидуальности в субъектных качествах
Когда мы говорим о субъекте, мы говорим, что человек является предметом практической деятельности и познания. Человек выступает как субъект, а вокруг него объекты, на которые направлена предметно-практическая деятельность. Человек Человек : Человек включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позици ...