Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом возрасте. Самосознание как психологическая характеристика личности

Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом возрасте. Самосознание как психологическая характеристика личности
Страница 2

Е.Т. Соколова также согласна с представлениями И.С. Кона о трех компонентной структуре самосознания, «представляющей собой установочное образование, состоящее из трех компонентов – когнитивного, аффективного и поведенческого, которые имеют независимую логику развития, однако в своем реальном функционировании обнаруживают взаимосвязь» [35, с. 407].

И.И. Чеснокова в структуру самосознания включает самопознание, эмоционально-ценностное отношение личности к себе, регуляцию поведения личности, то есть регулятивный, эмоциональный и когнитивный аспекты [45].

Столин В.В. выделяет три компонента самосознания: самопознание – от познания себя через сравнение с другими; сравнение по типу «Я и Я»; самооценка – определенное эмоционально-ценностное отношение к себе; самовоспитание – процесс самоуправления направленный на осознанное изменение своей личности [36], которые в свою очередь отражают суть когнитивного, эмоционального и регулятивного компонентов соответственно.

Реан А.А. выделяет следующие структуры самосознания, «находящиеся в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной, интегральным продуктом которых выступает образ «Я» [26, с. 117].

Для обобщения полученных результатов обратимся к таблице 1.

Таблица 1

Компоненты самосознания, выделенные отечественными исследователями

Автор

Компоненты самосознания

Эмоциональный

Аффективный

Когнитивный

Поведенческий

Регулятивный

Реан А.А.

+

-

+

-

+

Кон И.С.

-

+

+

+

-

Чеснокова И.И.

+

-

+

-

+

Соколова Е.Т.

-

+

+

+

-

Столин В.В.

+

-

+

-

+

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные нами авторы (А.А. Реан, И.С. Кон, И.И. Чеснокова, Е.Т. Соколова, В.В. Столин) выделяют трех компонентную структуру самосознания, но при этом придерживаются неоднозначной терминологии относительно понимания «насыщенности» этих компонентов. Они выделяют аффективный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий и регулятивный аспекты самосознания. При этом с наличием и однозначным пониманием когнитивного компонента, суть которого сводится к «определенным представлениям и мнениям об объекте» [18] согласны все рассмотренные нами авторы. Расхождения наблюдаются в понимании аффективного и эмоционального компонентов. В частности, А.А. Реан, И.И. Чеснокова, В.В. Столин выделяют эмоциональный компонент, а И.С. Кон, Е.Т. Соколова – аффективный; под которым одни понимают эмоционально-ценностное отношение к себе, а другие позитивные или негативные чувства к объекту. По сути, эти компоненты означают эмоциональное понимание себя, других, себя через других. То есть, их можно отождествить и условно обозначить как аффективный компонент. Аналогично можно поступить и с пониманием поведенческого и регулятивного компонента, где И.С. Кон и Е.Т. Соколова выделяют поведенческий компонент – «готовность к определенному образу действий в отношении объекта» [17], а А.А. Реан, И.И. Чеснокова, В.В. Столин – регулятивный; то есть, самоуправление, саморегуляция своего поведения, что в принципе по смыслу тождественно.

Таким образом, структура самосознания сводится к трех компонентному строению и включает в себя аффективный, когнитивный, поведенческий компоненты. «Информационное наполнение этих структур связано с самоидентификацией, рефлексией и саморефлексией» [37, с. 239].

Страницы: 1 2 3 4 5


Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов
Существует множество методов воздействия, которые можно было бы отнести к активным групповым методам. Как уже говорилось выше, область применения АГМ чрезвычайно широка. В настоящее время существует целый комплекс АГМ, различных и по целям, и по способам воздействия, и по многим другим характеристикам. Единой классификации АГМ не суще ...

Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления по типу искажения, страхи как следствие гиперсензитивности детей с РДА
Ощущения и восприятие. Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физичес ...

Понятие личности, как социальной характеристики человека
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, к ...