Е.Т. Соколова также согласна с представлениями И.С. Кона о трех компонентной структуре самосознания, «представляющей собой установочное образование, состоящее из трех компонентов – когнитивного, аффективного и поведенческого, которые имеют независимую логику развития, однако в своем реальном функционировании обнаруживают взаимосвязь» [35, с. 407].
И.И. Чеснокова в структуру самосознания включает самопознание, эмоционально-ценностное отношение личности к себе, регуляцию поведения личности, то есть регулятивный, эмоциональный и когнитивный аспекты [45].
Столин В.В. выделяет три компонента самосознания: самопознание – от познания себя через сравнение с другими; сравнение по типу «Я и Я»; самооценка – определенное эмоционально-ценностное отношение к себе; самовоспитание – процесс самоуправления направленный на осознанное изменение своей личности [36], которые в свою очередь отражают суть когнитивного, эмоционального и регулятивного компонентов соответственно.
Реан А.А. выделяет следующие структуры самосознания, «находящиеся в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной, интегральным продуктом которых выступает образ «Я» [26, с. 117].
Для обобщения полученных результатов обратимся к таблице 1.
Таблица 1
Компоненты самосознания, выделенные отечественными исследователями
|
Автор |
Компоненты самосознания | ||||
|
Эмоциональный |
Аффективный |
Когнитивный |
Поведенческий |
Регулятивный | |
|
Реан А.А. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
|
Кон И.С. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Чеснокова И.И. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
|
Соколова Е.Т. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Столин В.В. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные нами авторы (А.А. Реан, И.С. Кон, И.И. Чеснокова, Е.Т. Соколова, В.В. Столин) выделяют трех компонентную структуру самосознания, но при этом придерживаются неоднозначной терминологии относительно понимания «насыщенности» этих компонентов. Они выделяют аффективный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий и регулятивный аспекты самосознания. При этом с наличием и однозначным пониманием когнитивного компонента, суть которого сводится к «определенным представлениям и мнениям об объекте» [18] согласны все рассмотренные нами авторы. Расхождения наблюдаются в понимании аффективного и эмоционального компонентов. В частности, А.А. Реан, И.И. Чеснокова, В.В. Столин выделяют эмоциональный компонент, а И.С. Кон, Е.Т. Соколова – аффективный; под которым одни понимают эмоционально-ценностное отношение к себе, а другие позитивные или негативные чувства к объекту. По сути, эти компоненты означают эмоциональное понимание себя, других, себя через других. То есть, их можно отождествить и условно обозначить как аффективный компонент. Аналогично можно поступить и с пониманием поведенческого и регулятивного компонента, где И.С. Кон и Е.Т. Соколова выделяют поведенческий компонент – «готовность к определенному образу действий в отношении объекта» [17], а А.А. Реан, И.И. Чеснокова, В.В. Столин – регулятивный; то есть, самоуправление, саморегуляция своего поведения, что в принципе по смыслу тождественно.
Таким образом, структура самосознания сводится к трех компонентному строению и включает в себя аффективный, когнитивный, поведенческий компоненты. «Информационное наполнение этих структур связано с самоидентификацией, рефлексией и саморефлексией» [37, с. 239].
Использование игротерапии для развитий межличностных отношений у детей
старшего подросткового возраста.
В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы положена система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная нами к педагогическому процессу группы. Нами была составлена коррекционная программа, направленная на детей старшего подросткового возраста, обучающихся в средней общеоб ...
Приемы интерактивного общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.
Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование.
Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную д ...
Восприятие: определение, свойства, виды. Понятие психического образа
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
· зрительные;
· осязательные;
· вкусовые;
· обаятельные.
2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальност ...



Разделы