Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом возрасте. Самосознание как психологическая характеристика личности

Теоритические аспекты изучения морального самосознания в подростковом возрасте. Самосознание как психологическая характеристика личности
Страница 3

Анализ психологической литературы показал, что при исследовании самосознания, его различных сторон, в основном измеряют – самоотношение, самооценку и локус контроль, как основные его составляющие [8].

Локус контроль – «это интегрированная характеристика самосознания, связывающая чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я»; проявление субъективной включенности личности в деятельность» [8, с. 370].

Самооценка – «определенное эмоционально-ценностное отношение к себе» [12, с. 145].

Самоотношение - «структурно-сложное образование, включающее в себя как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других» [8, с. 356].

Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию «Я образа», используя понятие установки. Основание для этой концепции Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом «Я образ» понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным, поведенческим.

Нижний уровень «Я образа» «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с самочувствием и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознания и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот «Я образ» вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей» [18, С. 72-73].

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания «по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе» [45, с. 61]. «На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и другого человека. Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, то есть в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема самопознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознания на втором уровне достигает при формировании своих жизненных планов, жизненной философии, общественной ценности чувства, собственного достоинства.

Е. Дикстейн высказывает идею о связи меры самоотношения с характером самосознания на различных уровнях. Таких уровней, которые одновременно являются и стадиями, выделяется пять. Первый уровень связан с формированием чувства автономности ребенка, способности исследовать окружение способности вызывать заботу о себе. Соответственно мера самоуважения связана с различиями в желании исследовать окружение, вызвать заботу о себе. На втором уровне в связи с развитием социальной активности ребенка мерой самоуважения становится степень успешности в определенных действиях и в сравнении себя с другими. На третьем уровне в связи с формированием способности к самонаблюдению мерой самоуважения становится степень достижения «идеала Я». Четвертый и пятый уровни альтернативны и выражают различные варианты развития. Четвертый уровень – уровень «Я» как интегрированного и интегрирующего целого. Мерой самоуважения на этом уровне будет степень, с которой индивид осознает и принимает каждый из аспектов своего существования. На пятом уровне самосознание характеризуется обнаружением относительности границ «Я», выходом на первый план движение вперед и изменений, признанием своей ограниченности. Измерение самоотношения на этом уровне проблематично и связано с различиями в степени честности отношения к себе и признания изменчивости своего «Я».

В.В Столиным была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание.

Страницы: 1 2 3 4 5


Проблема развития личности. Личность и ее структура.
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а ак­тивно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во мно­гом зависит процесс формирования его личности. А. С. Запорожец На вопрос, что такое личность, психо ...

Страх
Избегание незнакомых ситуаций предполагает некий знакомый фон, на котором и распознается незнакомое. Когда шимпанзе предъявляют части тела другого шимпанзе, у них проявляются признаки вегетативных расстройств, агрессии и страха, а молодые шимпанзе проявляют беспокойство при встрече с незнакомцем. Однако на поведение избегания предшеств ...

Формальный конфликт (модель № 10)
Взаимодействие людей организованно не только содержательно-деятельным, но и формально-нормативным образом, т.е. через правовые, но и этические, психологические, технологические и иные. Различного рода проблемы, связанные с соблюдением норм, их соответствием друг другом, самой жизни и становятся причинами конфликтов. Развитие формально-н ...