Гемблинг – патологическая склонность к азартным играм
Страница 3

Высокая коморбидность с аффективными расстройствами, а также то, что больные в состоянии абстиненции сохраняют субдепрессивный фон, позволяет предположить, что азартная игра может выступать своего рода антидепрессантом, смягчая дисфорические проявления. Обращает на себя внимание сходство стереотипов течения расстройства и личностных черт гемблеров с признаками, наблюдаемыми при алкоголизме, однако природа этого сходства неясна [4].

В последнее время проблема азартных игр приобрела значительно большее значение в связи с включением в ее сферу все более распространяющихся денежных игровых автоматов. Разнообразные, привлекающие внимание своим красивым видом, мелькающими огоньками, приятными акустическими эффектами, игровые автоматы оказывают сильное суггестивное влияние на многих людей. Имеет немаловажное значение кажущаяся легкой возможность выиграть значительную сумму денег в течение очень короткого времени. Известно, что механизм запоминания опыта человека таков, что из памяти вытесняются негативные воспоминания, а позитивные, подкрепленные положительными эмоциями остаются в ней. Этот факт применен в устройстве игровых автоматов. У человека, играющего на игровом автомате, в памяти откладываются именно немногочисленные выигрышные ситуации, чему способствует «подкрепление» автоматом выигрыша морганием разноцветных лампочек, приятными звуковыми сигналами и звоном металлических жетонов о металлический поддон автомата. При проигрыше автомат безмолвен, изменяются лишь маленькие цифры в углу экрана. Таким образом автомат воздействует на несколько сенсорных систем человека [28].

Mejer (1984) приводит данные о том, что уже в 17 городах организованны группы «самозащиты» от азартных игр, образованные по принципу общества анонимных алкоголиков. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры с игровыми автоматами в ряде случаев возникает расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается, как приятное проведение времени. По этому механизму постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Короленко Ц.П., Донских Т.А. выделяют следующие признаки, характерные для азартных игр, как одного из видов аддиктивного поведения:

1. Постепенная вовлеченность, увеличение времени проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотивов игровыми, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающееся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояние временного дискомфорта, раздражение, беспокойство, развивающееся через сравнительно короткие промежутки времени, после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску.

6. Периодически возникает состояние напряжения, сопровождающееся игровым «драйвом», т.е. порывом, все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, что выражается в том, что лица, решившие раз и навсегда покончить с играми, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми по игре, разговор на эту тему, участие в обычной, не в азартной, игре и др.), как правило, возобновляют участие в азартных играх.

Следует отметить, что в случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, т.к. аддикция развивается постепенно, исподволь, и к ней полностью отсутствует критическое отношение.

Человек, склонный уходить от реальности в мир игр, выбирает данный вид поведения в связи с неприспособленностью к действительности, обыденности, которая перестает его удовлетворять и радовать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмоций, которых не находит в повседневной жизни. Основой аддиктивного поведения в виде гемблинга является феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска, игре «на грани фола», когда за секунду можно потерять все, что имеешь, или приобрести «весь мир». В подобный вид аддиктивного поведения включается карточные игры, рулетка, тотализатор (игра на деньги на скачках), игровые автоматы.

Азартные игры не всегда связаны с денежным риском. Азарт может быть связан с вымышленным риском при идентификации себя с участниками игр, к примеру компьютерных. Идеями фикс могут становиться спортивные игры, лотереи, разгадывание кроссвордов, сексуальные игры. Однако игра без денег или на малые ставки для большинства гемблеров теряет привлекательность, т.к. если деньги большие, человек рискует, испытывая при этом гамму соответствующих чувств и переживаний, а без денег или при малых суммах риск становится бездумным, поскольку проигрыш совершенно не обременителен. Подобные игры не представляют такой серьезной опасности, как игры, связанные с вкладом и получением денег [2].

Страницы: 1 2 3 4


Влияние социального статуса учащегося на престижность его профессионального выбора.
Для сравнения результатов поместим их в таблицу. Высокий статус, % Средний статус, % Низкий статус, % 9 «А» Выбрали престижную профессию 0 47 53 100 % Не выбрали 33 0 67 100 % 9 «Б» Выбрали престижную профессию 0 33 67 100 % Не выбрали 0 50 50 100 ...

Ньютоно-картезианское заклятие механистической науки
В течение последних трех столетий в западной науке господствовала ньютоно-картезианская парадигма - система мышления, основанная на трудах британского естествоиспытателя Исаака Ньютона и французского философа Рене Декарта. Используя эту модель, физика добилась удивительного прогресса и завоевала себе солидную репутацию среди всех прочих ...

Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются: 1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе; 2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу). Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом м ...