Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена.
Развитие конфликта определяется:
позицией и силой личности, противостоящей группе (лидер, авторитетный член группы, новичок, малоавторитетный член группы);
уровнем развития группы, характером интересов, норм и ценностей, которые она отстаивает (узкогрупповые интересы, традиции и обычаи группы, деловые интересы сплоченной группы и др.);
Зависимостью характера и результатов деятельности группы, её нормального функционирования от наличия и результатов данного конфликта.
Основные варианты:
Конфликт "лидер - группа". На первый взгляд, никакого конфликта между ними быть не может, ибо лидер выражает интересы группы. И, тем не менее, это ситуации: "зарвавшегося" лидера, столкновения лидера с отстающей в своем развитии группой, выдвижение нового лидера и др.
Новатор - консервативная группа. В зрелом коллективе новатора обычно поддерживают и оказывают ему помощь. Консервативно же настроенная группа принимает новации в штыки. Возможен также подвариант непродуманного, прожектерского новаторства, ибо не все новое - безусловно лучшее.
"Белая ворона". Чаще всего в роли белой вороны выступает новичок в коллективе, который по каким-то параметрам резко отличается от остальных. Это может быть уровень образованности, склад мышления, манера поведения и даже манера одеваться, что для женских коллективов достаточно значимо, и др. Обычно это противоречит сложившимся нормам и образцам поведения в группе и вызывает сначала пересуды, а потом - "при "настойчивости" белой вороны - и серьезные столкновения.
Моббинг, "козел отпущения", "выживание из коллектива". Моббинг - в переводе с английского, - преследования, нападки, придирки. Это явление обычно имеет место в рабочих коллективах с нормами жизни примитивной группы, когда кто-то обязательно должен быть козлом отпущения. Оно близко к так называемой дедовщине. Более жесткий подвариант - когда преследования ведутся с целью выживания неугодного из коллектива.
При диагностике этого конфликта:
наибольшая сложность возникает при работе с закрытыми (как в профессиональном, так и в психологическом плане) группами и коллективами;
следует избегать, особенно на первых шагах, квалифицировать стороны конфликта как виновную и потерпевшую, правую и неправую;
особое внимание следует уделять изучению группы (как стороны конфликта), её структуры, норм, ценностей, традиций, в том числе и с помощью специальных психологических методик.
Урегулирование и разрешение конфликта: самый простой и радикальный способ, особенно если конфликт далеко зашел, - удаление личности из группы (в большей степени это касается вариантов "все на одного", чем "один против всех"); при очевидной нравственно-этической ущербности действий выражен эффект публичного обсуждения возникшей проблемы в рамках коллектива, в который входит данная группа, и с привлечением авторитета вышестоящего руководителя; в случае явного моббинга и при примитивных групповых нравах и психологии необходима серьезная психокоррекционная работа с группой, с её авторитетами и лидерами; при тяжелых для личности последствиях столкновений с группой ей бывает необходима специальная психологическая поддержка.
Природа детской одаренности
а) Структура одаренности
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого по ...
Формы проявления внимания
Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны.
В.В. Петухов предложил выделять две группы психи ...
Понятие о человеке индивиде
В основе индивида человек может быть рассмотрен по принадлежности к какому-то классу животных и отряду животных. Человек относится к классу млекопитающих. Индивид –
в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью
. Индиви ...
Разделы