Материалы » Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов) » Конфликт "личность - группа" ("один против всех" или "все на одного") (модель № 5)

Конфликт "личность - группа" ("один против всех" или "все на одного") (модель № 5)

Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена.

Развитие конфликта определяется:

позицией и силой личности, противостоящей группе (лидер, авторитетный член группы, новичок, малоавторитетный член группы);

уровнем развития группы, характером интересов, норм и ценностей, которые она отстаивает (узкогрупповые интересы, традиции и обычаи группы, деловые интересы сплоченной группы и др.);

Зависимостью характера и результатов деятельности группы, её нормального функционирования от наличия и результатов данного конфликта.

Основные варианты:

Конфликт "лидер - группа". На первый взгляд, никакого конфликта между ними быть не может, ибо лидер выражает интересы группы. И, тем не менее, это ситуации: "зарвавшегося" лидера, столкновения лидера с отстающей в своем развитии группой, выдвижение нового лидера и др.

Новатор - консервативная группа. В зрелом коллективе новатора обычно поддерживают и оказывают ему помощь. Консервативно же настроенная группа принимает новации в штыки. Возможен также подвариант непродуманного, прожектерского новаторства, ибо не все новое - безусловно лучшее.

"Белая ворона". Чаще всего в роли белой вороны выступает новичок в коллективе, который по каким-то параметрам резко отличается от остальных. Это может быть уровень образованности, склад мышления, манера поведения и даже манера одеваться, что для женских коллективов достаточно значимо, и др. Обычно это противоречит сложившимся нормам и образцам поведения в группе и вызывает сначала пересуды, а потом - "при "настойчивости" белой вороны - и серьезные столкновения.

Моббинг, "козел отпущения", "выживание из коллектива". Моббинг - в переводе с английского, - преследования, нападки, придирки. Это явление обычно имеет место в рабочих коллективах с нормами жизни примитивной группы, когда кто-то обязательно должен быть козлом отпущения. Оно близко к так называемой дедовщине. Более жесткий подвариант - когда преследования ведутся с целью выживания неугодного из коллектива.

При диагностике этого конфликта:

наибольшая сложность возникает при работе с закрытыми (как в профессиональном, так и в психологическом плане) группами и коллективами;

следует избегать, особенно на первых шагах, квалифицировать стороны конфликта как виновную и потерпевшую, правую и неправую;

особое внимание следует уделять изучению группы (как стороны конфликта), её структуры, норм, ценностей, традиций, в том числе и с помощью специальных психологических методик.

Урегулирование и разрешение конфликта: самый простой и радикальный способ, особенно если конфликт далеко зашел, - удаление личности из группы (в большей степени это касается вариантов "все на одного", чем "один против всех"); при очевидной нравственно-этической ущербности действий выражен эффект публичного обсуждения возникшей проблемы в рамках коллектива, в который входит данная группа, и с привлечением авторитета вышестоящего руководителя; в случае явного моббинга и при примитивных групповых нравах и психологии необходима серьезная психокоррекционная работа с группой, с её авторитетами и лидерами; при тяжелых для личности последствиях столкновений с группой ей бывает необходима специальная психологическая поддержка.


Особенности развития слухоречевой памяти дошкольников в норме и при речевых нарушениях
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ре ...

Аналитическая психология К.Г. Юнга
К.Г. Юнг (1875—1961), швейцарский врач-психиатр, в начале своей деятельности также испытал влияние уже первых работ 3. Фрейда. В психической жизни пациентов К. Юнг обнаружил существенную роль духовных компонентов. И он стремился понять роль духовности в природе человека. Структуру психики К. Юнг рассматривает как взаимодействие сознани ...

Механизмы развития СДВГ
В связи с разнообразием причин заболевания существует целый ряд концепций, описывающих предполагаемые механизмы его развития. Сторонники генетической концепции предполагают наличие врождённой неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль, в частности в области фронтальной коры и базальных гангл ...