Стадии игровой зависимости, фазы игрового цикла

В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии

, основные диагностические критерии которых подробно описаны R.L.Custer и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стадия выигрышей

Стадия проигрышей

Стадия отчаяния

Случайная игра

Частые выигрыши

Возбуждение предшествует и сопутствует игре

Более частые случаи игры

Увеличение размера ставок

Фантазии об игре

Очень крупный выигрыш

Беспричинный оптимизм

Игра в одиночестве

Хвастовство выигрышами

Размышления только об игре

Затягивающиеся эпизоды проигрышей

Неспособность остановить игру

Одалживание денег на игру

Ложь и сокрытие от других своей проблемы

Уменьшение заботы о семье или супруге

Уменьшение рабочего времени в пользу игры

Отказ платить долги

Изменения личности – раздражительность, утомляемость, необщительность

Тяжелая эмоциональная обстановка дома

Очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами

Неспособность оплатить долги

Отчаянные попытки прекратить играть

Потеря профессиональной и личной репутации

Значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размер ставок

Удаление от семьи и друзей

Угрызение совести, раскаяние

Ненависть к другим

Паника

Незаконные действия

Безнадежность

Суицидальные мысли и попытки

Арест

Развод

Злоупотребление алкоголем

Эмоциональные нарушения

Уход в себя

По данным В.В. Зайцева в психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева наблюдалось 26 человек с патологической склонностью к азартным играм, и было отмечено, что патологические игроки имеют конституционально обусловленный высокий уровень психической активности, низкий уровень контроля над импульсами, низкую фрустрационную толерантность и периодическую потребность в аффективной разрядке. При этом в игровой ситуации пациенты в течение длительного времени не способны контролировать игровой импульс, чему в немалой степени способствуют сформированные в процессе жизненного опыта неадекватные по отношению к азартным играм когнитивные схемы.

Феноменологический анализ особенностей поведения и субъективных переживаний пациентов позволил прийти к выводу, что контроль над игровым импульсом теряется при условии, когда:

· на предсознательном уровне («автоматических мыслей и представлений» по A.Beck) решение играть уже принято;

· импульс к игре представляется игроку как доступный контролю: «если мне это действительно не надо, то я не буду играть», «на холодный рассудок проиграть невозможно», и цель игры рассматривается им как рациональная, например, «решить финансовые проблемы»;

· выраженность эмоционального аккомпанемента, которая для «Я» игрока могла бы свидетельствовать о наличии азартного желания, тем или иным способом (отвлечение, нагрузка или в результате бессознательных механизмов вытеснения) подавляется.

Т.о. создаются условия для возникновения ситуации, когда пациент совершенно беззащитен от импульса, возникающего как взрыв при определенных ситуациях (чаще всего это наличие денег и свободного времени).

Проведенный В.В. Зайцевым анализ динамики игровых срывов позволил обнаружить развитие фаз в поведении игроков, что дает возможность говорить об определенном игровом цикле, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами [5].


Многообразие форм человеческого знания. Виды человеческого знания
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Использование знаний в практической профессиональной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, ...

Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника. Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения которых под влиянием объективных социальных ...

Определение психологии как науки
Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть выдающиеся житейские психологи, но и обычный человек имеет определенные психологические знания. Поэтому выделяют пять отличий житейских и научных знаний. ...