Стадии игровой зависимости, фазы игрового цикла

В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии

, основные диагностические критерии которых подробно описаны R.L.Custer и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стадия выигрышей

Стадия проигрышей

Стадия отчаяния

Случайная игра

Частые выигрыши

Возбуждение предшествует и сопутствует игре

Более частые случаи игры

Увеличение размера ставок

Фантазии об игре

Очень крупный выигрыш

Беспричинный оптимизм

Игра в одиночестве

Хвастовство выигрышами

Размышления только об игре

Затягивающиеся эпизоды проигрышей

Неспособность остановить игру

Одалживание денег на игру

Ложь и сокрытие от других своей проблемы

Уменьшение заботы о семье или супруге

Уменьшение рабочего времени в пользу игры

Отказ платить долги

Изменения личности – раздражительность, утомляемость, необщительность

Тяжелая эмоциональная обстановка дома

Очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами

Неспособность оплатить долги

Отчаянные попытки прекратить играть

Потеря профессиональной и личной репутации

Значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размер ставок

Удаление от семьи и друзей

Угрызение совести, раскаяние

Ненависть к другим

Паника

Незаконные действия

Безнадежность

Суицидальные мысли и попытки

Арест

Развод

Злоупотребление алкоголем

Эмоциональные нарушения

Уход в себя

По данным В.В. Зайцева в психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева наблюдалось 26 человек с патологической склонностью к азартным играм, и было отмечено, что патологические игроки имеют конституционально обусловленный высокий уровень психической активности, низкий уровень контроля над импульсами, низкую фрустрационную толерантность и периодическую потребность в аффективной разрядке. При этом в игровой ситуации пациенты в течение длительного времени не способны контролировать игровой импульс, чему в немалой степени способствуют сформированные в процессе жизненного опыта неадекватные по отношению к азартным играм когнитивные схемы.

Феноменологический анализ особенностей поведения и субъективных переживаний пациентов позволил прийти к выводу, что контроль над игровым импульсом теряется при условии, когда:

· на предсознательном уровне («автоматических мыслей и представлений» по A.Beck) решение играть уже принято;

· импульс к игре представляется игроку как доступный контролю: «если мне это действительно не надо, то я не буду играть», «на холодный рассудок проиграть невозможно», и цель игры рассматривается им как рациональная, например, «решить финансовые проблемы»;

· выраженность эмоционального аккомпанемента, которая для «Я» игрока могла бы свидетельствовать о наличии азартного желания, тем или иным способом (отвлечение, нагрузка или в результате бессознательных механизмов вытеснения) подавляется.

Т.о. создаются условия для возникновения ситуации, когда пациент совершенно беззащитен от импульса, возникающего как взрыв при определенных ситуациях (чаще всего это наличие денег и свободного времени).

Проведенный В.В. Зайцевым анализ динамики игровых срывов позволил обнаружить развитие фаз в поведении игроков, что дает возможность говорить об определенном игровом цикле, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами [5].


Методы проведения профилактики профориентации
Так или иначе, но молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать р ...

Варианты проявления детской агрессивности
Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы (см. таблицу 1), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии. ...

Стадии развития
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости. Эти шесть стадий соотносятся с культурой западноевропейского типа и в обществах иного типа могут быть иными. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенильная эра; 4) пред-юность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность. Период младенчества продолжается от рождения до ...