Организация исследования
Страница 4

Опросник УСК

состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных, производственных и семейных отношениях, а также в отношении собственного здоровья. Опросник содержит 7 шкал:

1. Интернальность общая

2. Интернальность достижений

3. Интернальность неудач

4. Интернальность семейная

5. Интернальность производственная

6. Интернальность межличностная

7. Интернальность здоровья.

В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов по каждой из 7 шкал, далее эти суммарные баллы переводятся в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований. Также, для наглядности полученных результатов, предлагается построить «профиль УСК», для чего нужно отложить стены на 7 10-ти балльных шкалах. Норме соответствует 5,5 стенов. Смещение профиля вправо от нормы свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях; смещение влево свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Для выяснения специфики эмоциональных характеристик волевой деятельности гемблеров мы считаем необходимым изучить эмоциональную уравновешенность (стабильность, устойчивость), способность к подавлению собственных желаний ради соблюдения социальных норм, а также внутренний самоконтроль, т.е. способность к торможению импульсов (неадекватных). Для изучения интересующих нас параметров был выбран тест Кэттелла

, с помощью которого определяется степень развития личностных качеств испытуемого по 16 биполярным факторам. Обоснованием для выбора данного теста является тот факт, что кроме интересующих нас параметров, он дает многогранную дополнительную информацию об индивидуальности.

Тест содержит 16 первичных факторов (шкал) и 4 вторичных, расчет которых производится по определенным формулам.

Приведем лишь те факторы, которые будут для нас представлять интерес.

Первичные факторы

С – эмоциональная неуравновешенность – эмоциональная уравновешенность

:

Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам правилам поведения.

Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности.

По некоторым работам фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процессов торможения.

G

– недобросовестность – высокая совестливость:

Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

При низких оценках человек непостоянен, подвержен влиянию случая и обстоятельств, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.

В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.

I

– суровость – мягкосердечность:

Высокая оценка по фактору является показателем чувствительности, мягкости, мечтательности, утонченности, образного, художественного восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопережванию и пониманию других людей.

При низких оценках свойственна мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.

L

– доверчивость- подозрительность:

Для лиц с высокими оценками характерна подозрительность, осторожность, мнительность. У них завышенная самооценка, их интересы обращены на самих себя, эгоцентричны.

При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе, реалистичная самооценка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Приемы вербального общения
Рассказ об аналогичном поступке . Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прие ...

Выводы
В общих чертах принципы работы с детьми отклоняющегося поведения формулируются следующим образом: 1. Создание отношений доверительности в системе «взрослый – ребенок». 2. Интеграция всех субъектов, занятых деятельностью по предупреждению противоправного и преступного поведения несовершеннолетних в единую систему. Только пи этом услови ...

Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются: 1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе; 2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу). Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом м ...