Я-система

Тревога – продукт межличностных отношений; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Например, оказывается, что можно избежать наказания, конформно идя навстречу желаниям родителей. Эти меры безопасности формируют Я-систему, санкционирующую одни формы поведения ("Я – хороший") и запрещающую другие ("Я – плохой").

Я-система, являясь стражем безопасности, имеет тенденцию к изоляции от остальной личности; она исключает информацию, неконгруэнтную нынешней организации личности, и, таким образом, из опыта не извлекается пользы. Поскольку Я защищает человека от тревоги, оно поддерживается на высоком уровне самоуважения и защищено от критики. По мере возрастания сложности и независимости Я-системы, она препятствует объективной оценке человеком собственного поведения, сглаживает объективные противоречия между тем, что представляет человек на самом деле, и тем, что о нем "говорит" Я-система. Вообще, чем больше у человека переживаний, связанных с тревогой, тем более "раздутой" становится Я-система и тем более она диссоциирована с остальной личностью. Хотя Я-система служит полезной цели – уменьшению тревоги, она препятствует возможности конструктивных отношений с другими.

Салливан считает, что Я-система – продукт иррациональных аспектов общества. Он имеет в виду, что в более рациональном обществе не возникли бы причины, по которым ребенок чувствует тревогу; и для того, чтобы с тревогой справиться, он вынужден овладевать неестественными и нереалистическими методами. Хотя Салливан признает, что в современном обществе для избегания тревоги развитие Я-системы абсолютно необходимо, – быть может, это относится к любому возможному обществу, – он признает и то, что Я-система, насколько мы сейчас о ней знаем, – "главный камень преткновения на пути благоприятных изменений личности" (1953, с. 169). Он писал – возможно, не без задней мысли: "Я выступает содержанием сознания во всех случаях, когда человек вполне комфортно себя чувствует в плане самоуважения, престижа среди товарищей и того уважения и почитания, которые ему выказываются" (1964, с. 217).


Анализ цикла занятий «Хорошо и плохо».
Цель цикла занятий: Конкретизация представлений о социальной значимости хорошего и плохого поведения. Первое занятие показало, что детям трудно дается игра, они не могут перевоплощаться, перестраиваться. Необходимо помощь психолога, только с его помощью подросткам удается расслабиться, раскрыть себя. Плохие персонажи удаются лучше, ...

Память и её значение. Понятие памяти
Под памятью понимают свойство живых систем воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих раздражителей. Иными словами: в результате жизнедеятельности, обучения организм (человек, животное) изменяется, иначе реагирует на те же раздражители, что является наличием следов обучения – памяти. Объем памяти, длите ...

Описание исследования предпочтений и отношений в классном коллективе. Методические основы исследования, контингент испытуемых
Исследование отношений и предпочтений мы провели в подростковом классном коллективе при помощи методической процедуры референтометрии, имеющей многочисленные варианты и многократно описанной. «В ходе выполнения референтометрии, учитель должен составить план индивидуальной беседы со школьником, основное содержание которой заключается в с ...