Формы проявления внимания
Страница 1

Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны.

В.В. Петухов предложил выделять две группы психических процессов. Первую группу составляют специфические или собственно познавательные процессы. К ним отнесены ощущения, восприятие и мышление. Общим для этих процессов является их результат: знание субъекта о мире и о себе, полученные либо с помощью органов чувств (ощущения, восприятие), либо рационально (мышление).

Ко второй группе В.В. Петуховым отнесены универсальные психические процессы: память, внимание, воображение.

В трактовке Л.М. Веккера они имеют название "сквозных", так как они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к ним.

Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего "Я" во времени. Память позволяет удерживать прошлый опыт, внимание - извлекать актуальный, настоящий опыт, воображение - прогнозировать будущий, то есть содержать его в сознании.

Предложенное В.В. Петуховым и Л.М. Веккером понимание места внимания в познавательной сфере человека дает возможность его более определенной оценки и как бы завершает цикл дискуссий о том, является ли внимание самостоятельным психическим процессом, либо находится в "услужении" у других процессов, обеспечивая их продуктивность.

Сложное положение внимания объяснялось тем, что исследователи не атрибутировали ему статус самостоятельного и подчеркивали, что оно не имеет собственного содержания и собственного результата. Внимание длительное время рассматривалось как побочный продукт, используемый для характеристики других процессов.

Известно, что этой точки зрения придерживался С.Л. Рубинштейн, считая его стороной всех познавательных процессов сознания, и притом той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Он подчеркивал, что внимание связано и определяется активностью субъекта. С.Л. Рубинштейн считал внимание динамической характеристикой протекания познавательной деятельности. Вместе с тем, он подчеркивал значимость не только субъекта, но и объекта, который притягивает и удерживает внимание на определенном уровне.

Позицию С.Л. Рубинштейна относительно внимания как активности личности в течение ряда десятилетий разделял Н.Ф. Добрынин. В его концепции внимание было тесно связано с "принципом значимости", которым он объяснял направленность и сосредоточенность психической деятельности. Именно эта трактовка внимания вошла в основные учебники и учебные пособия и сохранилась до настоящего времени.

Поэтому традиционно внимание характеризуется как избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на каком-либо объекте, образе, событии. Эта характеристика внимания отличается от ранее сложившихся определений В.Вундта, Э.Титченера. В.Вундт связывал внимание с процессом апперцепции, сопровождавшимся чувством внутреннего усилия, а Э.Титченер объяснял его как сенсорную ясность.

Новый всплеск интереса к вниманию связан с изучением его нейропсихологических основ, исследованных А.Р. Лурия, который, вслед за А.А. Ухтомским, рассматривал доминанту как физиологический механизм внимания. Обобщив феноменологию внимания, А.Р. Лурия пришел к следующему определению: внимание - это осуществление отбора нужной информации, обеспечение программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.

К настоящему времени получен ряд новых фактов, доказывающих, что процессы внимания сопровождаются определенными физиологическими сдвигами: изменением сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, кожно-гальванических реакций. Использование электроэнцефалограммы дало возможность понять, что возникновение внимания сопровождается депрессией альфа-ритма и появлением специфического состояния - "волны ожидания".

Индикатором интенсивности внимания является изменение амплитуды вызванных потенциалов: привлечение внимания вызывает возрастание амплитуды, а отвлечение - ее снижение.

Страницы: 1 2


Анализ цикла занятий «Хорошо и плохо».
Цель цикла занятий: Конкретизация представлений о социальной значимости хорошего и плохого поведения. Первое занятие показало, что детям трудно дается игра, они не могут перевоплощаться, перестраиваться. Необходимо помощь психолога, только с его помощью подросткам удается расслабиться, раскрыть себя. Плохие персонажи удаются лучше, ...

Психологические особенности юношеского возраста
Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании ...

Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в отечественных исследованиях
В отечественной экспериментальной литературе исследования, посвященные проблемам интересов и профессиональных интересов, привлекали многих психологов. Так, в середине 70–х годов в Тюмени Шавиром П.А. и его коллегами были предприняты попытки соотнести наиболее выраженные интересы и профессиональные намерения учащихся 7 – 10 классов. Пр ...