Формы проявления внимания
Страница 2

Полученные в исследованиях данные дали возможность сделать выводы, что психофизиологической основой произвольного внимания является активация лобных долей головного мозга, и особенно его медиально-базальных отделов, которые регулируют состояние активности и обеспечивают создание необходимого тонуса коры, модифицируют состояние бодрствования в соответствии с имеющимися задачами.

Было также доказано, что сличение старых и новых раздражителей (обеспечение реакций на новые сигналы и угасание - на старые) производят нейроны, являющиеся образованиями древней коры, лимбической области (гиппокампа, миндалин) и связанных с ними структур хвостатого ядра. Гиппокамп является основным фильтрующим аппаратом, осуществляющим избирательные реакции на раздражители врожденных ориентировочных рефлексов и инстинктивного поведения. Исходя из этих данных, внимание рассматривается как результат сложной аналитико-синтетической, интегра-тивной деятельности головного мозга человека и индикатор Уровня бодрствования.

О наличии у человека внимания чаще всего судят по:

мере сосредоточенности на выполнении тех или других видов деятельности и ее продуктивности;

по уровню эффективности мимических, мыслительных, перцептивных и моторных действий;

по степени селективности (избирательности) отражаемой информации; по ясности и отчетливости содержаний сознания;

по целому ряду моторных и вегетативных реакций (фиксации глаз, повороту головы в направлении интересующего раздражителя, мимике и позе направленности и сосредоточенности внимания);

задержка дыхания и другие.

Отечественная и зарубежная психология изобилует различными концептуальными подходами к объяснению природы внимания, резко отличающимися друг от друга, однако используемыми в различных контекстах. Рассмотрение внимания как особого умственного действия, как автоматизированного действия контроля мы находим в работах отечественного психолога П.Я.Гальперина.

Согласно его подходу, внимание рассматривается как продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму. В зависимости от средств и способов контроля имеют место различные виды внимания; непроизвольное и произвольное. Первое складывается стихийно, его "маршрут" и средства контроля задаются объектами и текущими состояниями субъекта, а произвольное внимание является результатом обучения. П.Я. Гальперин предполагал, что контроль за действиями развивается от сознательных форм к автоматизированным формам.

Страницы: 1 2 


Нарушения общения и коммуникативные барьеры
Нарушение межличностного общения – двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр. Разрушение отношений с кем-либо вследствие подозрительности, манипулятивности, зависти, ревности и т. п. ...

Эмпирическая часть исследования соотношения эгоцентризма подростков и стилей воспитания. Описание методик, выборки и процедуры исследования
Для анализа взаимозависимости стилей воспитания и уровня эгоцентризма подростков мы выбрали две проективные методики, одна из которых показывает восприятие подростком семейной ситуации (ADOR[1], сокращено «Подростки о родителях») и проективный тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ), выявляющий уровень эгоцентризма у подростков [7]. Осно ...

Место эксперимента в детской психологии. Специфика использования эксперимента в детской психологии
В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. В особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет пол ...