Формы проявления внимания
Страница 2

Полученные в исследованиях данные дали возможность сделать выводы, что психофизиологической основой произвольного внимания является активация лобных долей головного мозга, и особенно его медиально-базальных отделов, которые регулируют состояние активности и обеспечивают создание необходимого тонуса коры, модифицируют состояние бодрствования в соответствии с имеющимися задачами.

Было также доказано, что сличение старых и новых раздражителей (обеспечение реакций на новые сигналы и угасание - на старые) производят нейроны, являющиеся образованиями древней коры, лимбической области (гиппокампа, миндалин) и связанных с ними структур хвостатого ядра. Гиппокамп является основным фильтрующим аппаратом, осуществляющим избирательные реакции на раздражители врожденных ориентировочных рефлексов и инстинктивного поведения. Исходя из этих данных, внимание рассматривается как результат сложной аналитико-синтетической, интегра-тивной деятельности головного мозга человека и индикатор Уровня бодрствования.

О наличии у человека внимания чаще всего судят по:

мере сосредоточенности на выполнении тех или других видов деятельности и ее продуктивности;

по уровню эффективности мимических, мыслительных, перцептивных и моторных действий;

по степени селективности (избирательности) отражаемой информации; по ясности и отчетливости содержаний сознания;

по целому ряду моторных и вегетативных реакций (фиксации глаз, повороту головы в направлении интересующего раздражителя, мимике и позе направленности и сосредоточенности внимания);

задержка дыхания и другие.

Отечественная и зарубежная психология изобилует различными концептуальными подходами к объяснению природы внимания, резко отличающимися друг от друга, однако используемыми в различных контекстах. Рассмотрение внимания как особого умственного действия, как автоматизированного действия контроля мы находим в работах отечественного психолога П.Я.Гальперина.

Согласно его подходу, внимание рассматривается как продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю форму. В зависимости от средств и способов контроля имеют место различные виды внимания; непроизвольное и произвольное. Первое складывается стихийно, его "маршрут" и средства контроля задаются объектами и текущими состояниями субъекта, а произвольное внимание является результатом обучения. П.Я. Гальперин предполагал, что контроль за действиями развивается от сознательных форм к автоматизированным формам.

Страницы: 1 2 


Особенности развития эгоцентризма в подростковом возрасте
1) В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Исследования ученых доказывают, что стремление влиться в компанию, быть принятым в ней и одновременно отстаивать свою индивидуальность, «свои права» перед родителями – наиболее характерные черты поведения подростков. Общение со сверстниками, принадлежность к выбр ...

Трудности, испытываемые в неполной семье.
Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И, наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. В рамках этой про­блемы хотелось бы остановиться на более подробной психологической харак­теристике ...

Соотношение знания и веры. Разные виды веры
Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Кун ...