Существует классификация видов внимания, основанная на житейских и профессиональных наблюдениях. Например, А.Ф.Кони выделяет сосредоточенное и рассеянное внимание, а также различает внимание, направленное на процессы и на конечные результаты. Рассеянное внимание выражается в трудности сосредоточения на одном предмете и рассеивании на побочные обстоятельства.
Традиционно выделяют два основных вида внимания: внимание, вызываемое объектом (непроизвольное) и внимание, поддерживаемое усилиями субъекта (произвольное). Так же принято выделять послепроизвольное внимание.
Основой при разграничении произвольного и непроизвольного внимания является отношение к целям и намерениям субъекта. Непроизвольное внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами, без усилия, без наличия поставленной цели. Непроизвольное внимание называют также пассивным, эмоциональным.
Выделяются разновидности непроизвольного внимания: вынужденное, невольное и привычное.
Вынужденное внимание называют врожденным или инстинктивным. Оно возникает, когда имеет место раздражители, имеющие большую интенсивность раздражения, характеризующиеся новизной, динамичностью, оригинальностью. Вызывает внимание также начало и прекращение действия раздражителя.
При перегрузках, в пределе вынужденного внимания наступает состояние пассивной абсорбции, при которой субъект полностью сливается с объектом мысли или восприятия, как бы растворяется в нем. Эту форму внимания можно считать первичной или низшей. (Например, проголодавшийся младенец сосет грудь матери, человек длительное время смотрит на тлеющие угли).
В процессе стихийного научения, при необходимой адаптации возникает невольное внимание. Невольное внимание проявляется в том, что объекты как бы проскальзывают а сознании при относительном бездействии субъекта. Сила раздражения при этом относительно невелика. Внимание могут привлекать ближайшие объекты, люди. Объекты невольного внимания ненадолго возбуждают постоянный интерес субъекта, отвлекая его от текущих дел.
Переходной формой к произвольному вниманию может считаться привычное внимание. Объекты, вызывающие привычное внимание, имеют сходство с текущими или предшествующими содержаниями сознания. Например, во время прогулки представители различных профессий будут привычно замечать определенные объекты и их характеристики.
Произвольное внимание (активное, волевое, целевое) - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами. Собственно произвольным внимание будет в том случае, если процесс намеренного сосредоточения протекает легко и без помех.
В ситуации конфликта между выбранными целями и объектами непроизвольного внимания возникает волевое произвольное внимание. Характерным для волевого внимания является чувство напряжения. Оно используется вопреки текущим желаниям и интересам субъекта. Оно, как правило, вызывается вследствие требования социальной ситуации, обязательств, долга.
Разновидностью произвольного внимания является внимание выжидательное, которое проявляется в ситуациях ожидания или, при необходимости, подготовки к действию. Волевая составляющая выжидательного внимания особенно ярко проявляется в ситуациях, когда необходима бдительность, быстрота реакций.
Волевое внимание трансформируется в спонтанное. После включения в деятельность, сосредоточение на ней происходит как бы "само собой", то есть внимание становится заинтересованным и переходит в более продуктивную форму. Отдельные исследователи называют такое внимание послепроизвольным, так как оно возникает после произвольного внимания.
В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение. По психологическим характеристикам оно похоже на непроизвольное внимание, но в отличие от него возникает по субъективным причинам вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта. При послепроизвольном внимании результат деятельности становится личностно значимым.
Существует также дифференциация внимания по видам модальности (зрительное, слуховое и т.д.). Различают также внимание селективное, распределенное, рассеянное, устойчивое и т.д. Внимание разделяют также на внешнее (внешний мир) и внутреннее (мысли, переживания человека). В зависимости от сосредоточения одного человека или группы людей, внимание может быть коллективным или индивидуальным.
Место эксперимента в детской психологии. Специфика
использования эксперимента в детской психологии
В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. В особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет пол ...
Мотивация учебной деятельности учащихся
Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз.
Согласно Е.П. Ильину, основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различи ...
Специальное обучение
Если ребёнку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс [39].
Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной м ...



Разделы