От характеров супругов часто зависят все нюансы межличностных отношений, а также эмоционально-психологический климат в семье.
Будет ли каждый конкретный брак благополучным или неблагополучным, более стабильным или менее стабильным, очень часто зависит от характеров супругов. Именно этими обстоятельствами объясняется наше внимание к изучению характера личности и его влиянию на супружеские и семейные взаимоотношения.
Своеобразие каждого человека ярче всего проявляется в характере. Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам [41, с. 342].
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, они взаимосвязаны и образуют целостное и своеобразное единство. Определенная организация качеств и свойств создает структуру характера.
Объектом анализа К. Леонгарта стали люди с акцентуированными чертами, т. е. с какими-то чрезмерно выраженными особенностями характера или темперамента [38].
В акцентуированных личностях потенциально заложены как положительные качества, так и социально отрицательные, которые могут очень сильно затруднять межличностные отношения.
«. . . Идеальный характер есть, конечно, утопия, фикция, реальные же, действительные характеры именно свидетельствуют об особенностях характера, о своеобразии их носителей. Ясно, что изучение характеров может быть плодотворным только в том случае, если оно выйдет из узких рамок нормальной психологии и будет руководствоваться данными, кроме того, патопсихологии» (Ганнушкин П. Б).
Понимание «нормальной личности», «нормального характера» более чем сложно. Дело заключается в том, что одна и та же черта характера дает человеку возможность прекрасно адаптироваться в одних социальных обстоятельствах и может вызывать значительные затруднения в других. Например, женщина-педагог может выработать определенный стиль общения со своими учениками, который оказывается весьма эффективным и плодотворным, но этот же стиль, перенесенный в ее взаимоотношения с мужем, постоянно вызывает гнев, раздражение последнего. В результате супружеские взаимоотношения находятся под угрозой. А теперь перейдем к непосредственной характеристике типов личностей, характеров, предложенных К. Леонгартом [38].
Демонстративные личности — это тщеславные и самолюбивые натуры, стремящиеся во что бы то ни стало быть в центре внимания. Они постоянно занимаются самовосхвалением, а чтобы привлечь к себе внимание, приписать себе достоинства, которыми они не располагают, они постоянно прибегают ко лжи. Ложь настолько характерна для таких людей, что в психиатрии за ними закреплен термин «патологические лгуны». Лгут они настолько искусно и внешне правдиво, что большинство людей принимают эту ложь за чистую правду. Более того, кажется, что они сами искренне верят в то, что говорят: по крайней мере, они лгут с самым невинным видом. Создается впечатление, что они сами принимают за правду свой обман. Главное, что они сами никогда не чувствуют стыда и угрызений совести по поводу своей лжи. Она для них — вполне естественное дело. Даже когда их уличают во лжи, они не теряются и не очень смущаются, как это делают другие люди.
«Они лгут с невинным выражением лица, говорят с собеседником дружелюбно, просто и правдиво. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной».
Сравнительный анализ.
Последним этапом в работе стал сравнительный анализ. То есть, необходимо просмотреть, имеется ли у акцентуированных личностей компьютерная зависимость и при каких акцентуациях, какой уровень зависимости. Были получены следующие результаты (Рис.3)
Рис.3.
Влияние типов акцентуаций на формирование увлеченности
Из них мы видим, что раз ...
Формы отклоняющегося поведения
Типичные личностные реакции подросткового возраста:
активный протест («оппозиция»);
стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»);
стремление добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»);
стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»);
группирование со сверстни ...
Межличностные отношения и отношение к совместной
деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются:
1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе;
2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу).
Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом м ...



Разделы