Семейная психология » Понятие нравственно-психологических основ в супружеских отношениях. Типы характеров и их проявления в супружеских взаимоотношениях

Понятие нравственно-психологических основ в супружеских отношениях. Типы характеров и их проявления в супружеских взаимоотношениях
Страница 1

От характеров супругов часто зависят все нюансы межличностных отношений, а также эмоционально-психологический климат в семье.

Будет ли каждый конкретный брак благополучным или неблагополучным, более стабильным или менее стабильным, очень часто зависит от характеров супругов. Именно этими обстоятельствами объясняется наше внимание к изучению характера личности и его влиянию на супружеские и семейные взаимоотношения.

Своеобразие каждого человека ярче всего проявляется в характере. Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам [41, с. 342].

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, они взаимосвязаны и образуют целостное и своеобразное единство. Определенная организация качеств и свойств создает структуру характера.

Объектом анализа К. Леонгарта стали люди с акцентуированными чертами, т. е. с какими-то чрезмерно выраженными особенностями характера или темперамента [38].

В акцентуированных личностях потенциально заложены как положительные качества, так и социально отрицательные, которые могут очень сильно затруднять межличностные отношения.

«. . . Идеальный характер есть, конечно, утопия, фикция, реальные же, действительные характеры именно свидетельствуют об особенностях характера, о своеобразии их носителей. Ясно, что изучение характеров может быть плодотворным только в том случае, если оно выйдет из узких рамок нормальной психологии и будет руководствоваться данными, кроме того, патопсихологии» (Ганнушкин П. Б).

Понимание «нормальной личности», «нормального характера» более чем сложно. Дело заключается в том, что одна и та же черта характера дает человеку возможность прекрасно адаптироваться в одних социальных обстоятельствах и может вызывать значительные затруднения в других. Например, женщина-педагог может выработать определенный стиль общения со своими учениками, который оказывается весьма эффективным и плодотворным, но этот же стиль, перенесенный в ее взаимоотношения с мужем, постоянно вызывает гнев, раздражение последнего. В результате супружеские взаимоотношения находятся под угрозой. А теперь перейдем к непосредственной характеристике типов личностей, характеров, предложенных К. Леонгартом [38].

Демонстративные личности — это тщеславные и самолюбивые натуры, стремящиеся во что бы то ни стало быть в центре внимания. Они постоянно занимаются самовосхвалением, а чтобы привлечь к себе внимание, приписать себе достоинства, которыми они не располагают, они постоянно прибегают ко лжи. Ложь настолько характерна для таких людей, что в психиатрии за ними закреплен термин «патологические лгуны». Лгут они настолько искусно и внешне правдиво, что большинство людей принимают эту ложь за чистую правду. Более того, кажется, что они сами искренне верят в то, что говорят: по крайней мере, они лгут с самым невинным видом. Создается впечатление, что они сами принимают за правду свой обман. Главное, что они сами никогда не чувствуют стыда и угрызений совести по поводу своей лжи. Она для них — вполне естественное дело. Даже когда их уличают во лжи, они не теряются и не очень смущаются, как это делают другие люди.

«Они лгут с невинным выражением лица, говорят с собеседником дружелюбно, просто и правдиво. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания. Проблемы и основные задачи педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. 1. Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психи ...

Глоссарий
№ п/п Новое понятие Содержание 1 2 3 1 Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики 2 Антропология наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека 3 Апперц ...

Заключение.
Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека – продукт совокупного действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом ...