Мы наблюдаем специфические затруднения, с которыми сталкивается человек подобного типа. Его неуправляемый характер проявляется и во взаимоотношениях с женой, детьми. Наделав массу ошибок, такой человек может глубоко и искрение сожалеть о случившемся. Такие люди отличаются повышенной конфликтностью и дома, и на работе. Они постоянно раздражительны, нервны, возбудимы.
В спокойном состоянии эти люди отличаются привязанностью, оказывают другим любую помощь.
Гипертимические личности, по мнению К. Леонгарта, характеризуются жаждой деятельности, приподнятым настроением, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора [38].
Они всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им легко живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимические личности — хорошие собеседники, они постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают. Для них характерна быстрая смена настроения. «Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие люди шутя проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно. У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярко выраженный гипоманиак легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство».
Таким образом, на жизненном пути у гипертимических личностей могут быть свои трудности и проблемы. В целом же они достаточно хорошо адаптируются к брачной и семейной жизни.
Дистимические личности, по описаниям К. Леонгарда, серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии, особенно в тех случаях, когда налицо резко выраженные субдепрессивные черты. В обществе дистимические личности почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.
Не трудно предположить, как ведет себя подобная личность в брачной и семейной жизни. Прирожденные пессимисты, они и в семейной жизни видят гораздо больше грустных и печальных сторон, чем отрадных. Часто их безотрадность не имеет под собой никакой почвы. Им постоянно кажется, что их дети хуже других учатся, что они хуже других воспитаны. Обычно им свойственно все свое «домашнее», «семейное» занижать. Между тем материальное положение их семьи, оказывается, вполне приличное, жилищные условия нормальные, а дети проказничают не больше, чем у других. Дистимическая личность воспринимает все обстоятельства брачной и семейной жизни через призму своего сугубо пессимистического восприятия. Беда личности данного типа заключается в том, что они мало в чем могут найти радость и обрести душевный покой.
Аффективно-лабильный темперамент. Люди с таким темпераментом характеризуются сменой оптимистических и пессимистических состояний. На передний план выступает то один, то другой из полюсов, при этом без видимых на то причин и внешних мотивов. «Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.
Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. У ребенка старшего дошкольного возраст ...
Спорт как фактор формирования самооценки
Не вызывает сомнения тот факт, что ведущая деятельность человека накладывает определённый отпечаток на его личностные особенности. В данном случае в качестве ведущей деятельности выступает спортивная и учебная. Многими авторами отмечается огромное влияние спорта на процесс формирования личности (Богданова Д.Я., 1974; Медведев В.В., 19 ...
Вспомогательные методы психологии
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, - в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению к эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, важны только для разрешен ...
Разделы