Переключение

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя-способности распределять внимание.


Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского
Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896-1936) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920- 1930-х гг. им были разработаны основы культурно- исторической теории развития психики. Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые десятилетия 20 века, Л.С ...

Социализация ребёнка в семье
Родительская семья — важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности. Стадия ранней социализации, которая происходит в семье, — важнейший п ...

Определение психологии как науки
Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть выдающиеся житейские психологи, но и обычный человек имеет определенные психологические знания. Поэтому выделяют пять отличий житейских и научных знаний. ...