Материалы » Профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов » Исследования проблемы профессиональных установок студентов, обучающихся в вузе. Анкетирование как метод исследования проблем профессиональных установок студентов

Исследования проблемы профессиональных установок студентов, обучающихся в вузе. Анкетирование как метод исследования проблем профессиональных установок студентов

Важность изучения профессиональных установок студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни.

С нашей точки зрения, основным методом исследования профессиональных установок студентов, обучающихся в вузе, является анкетирование, так как именно оно способно выявить основные психологические установки объективно.

Для организации исследования необходимо составить анкеты, анализ которых позволит выявить основные профессиональные установки студентов.

Первым вопросом может быть цель обучения в вузе. В качестве вариантов ответов могут быть предложены следующие:

- получение специальности с последующим успешным трудоустройством;

- необходимость получения высшего образования;

- повышение уровня знаний;

- получение второй специальности.

Прагматизм в профессиональной деятельности зачастую играет доминирующую роль среди целей обучения. Иногда существуют чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта.

Вторым вопросом анкеты можно поставить вопрос: «Что привлекает Вас в обучении в данном вузе?». Варианты ответа:

- доступность образования;

- гибкий график обучения;

- высокое качество обучения.

Третий вопрос – почему Вы выбрали именно этот вуз?

- потому что не поступили в другой вуз;

- по рекомендации знакомых и друзей;

- привлекла реклама вуза лишь. В настоящее время в условиях острой конкуренции вузов в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию вуза, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг.

Четвертый вопрос - на базе какого образования Вы поступили в вуз -предполагает следующие варианты ответов:

- после окончания школы, лицея или гимназии;

- ПТУ или техникум;

- высшее учебное заведение.

Пятый вопрос: хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра?

Шестой вопрос – Как Вы считаете, какой уровень образования является для Вас достаточным?

- диплом бакалавра;

- диплом специалиста;

- диплом магистра.

Седьмой вопрос – Хотели бы Вы продолжить свое образование для получения ученой степени?

- кандидата наук;

- доктора наук;

- нет.

Восьмой вопрос – Считаете ли Вы, что диплом выбранного Вами вуза создаст для Вас основу для успешного трудоустройства и карьеры?

Девятый вопрос – Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы принадлежать?

Можно предложить следующие варианты ответов:

- индивидуальные предприниматели;

- управляющие и чиновники;

- управленцы среднего звена;

- государственные служащие и рабочие;

- работники крупного негосударственного предприятия;

- работники мелкого бизнеса;

- сельхозслужащие;

- ведение домашнего хозяйства.

Таким образом, подобные вопросы анкеты позволят выявить характеристики ожиданий и установок студентов, обучающихся в вузе. Мониторинг характеристик студентов вуза способен выявить стабильность ряда доминирующих характеристик их профессиональных установок. У студентов вуза становится возможным определить уровень притязаний по отношению к обучению, нацеленность на получение профессии, востребованной в обществе. Анализ этой же анкеты, но предложенной студенту на более поздних курсах обучения позволит выявить изменения некоторых параметров и их динамику.


Приложения
Приложение А Этапы становления педагогической психологии Первый этап середина XVII в. - до конца XIX в. Общедидактический Второй этап с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в. педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующ ...

Самореализация личности. Потребность личности в самореализации
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её ...

Развитие личности
До сих пор мы рассматривали личность по составу и в широком плане исследовали диспозиции, активирующие поведение. Рассмотрим вопрос о том, как появляются эти структуры, и о том, как представлен индивид на различных стадиях развития. Как уже ясно из нашего обсуждения функциональной автономии, эта теория предполагает важные различия между ...