Заключение

В данной работе выявлены и обобщены техники и методы психологического консультирования клиентов после развода. Рассмотрены как основные методы, основанные на подведении клиента к последнему этапу – адаптации к новым условиям жизни, характерному в ситуации развода, путем оказания поддержки, психологической помощи в преодолении кризиса и укрепления уверенности, повышения самооценки клиента, так и методы, рекомендованные к применению в дополнение к уже имеющимся – метод работы с сетью, так называемый «анализ сети».

Рассмотренные и обобщенные в данной работе методы и техники в случае обращения клиентов за психологической помощью в ситуации развода не являются исчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать, останавливаясь на различных тонкостях и аспектах психологического воздействия. Из работы можно отметить определенный набор методов и техник, который с некоторыми вариациями используется практически во всех описываемых ситуациях воздействия на клиента в ситуации развода. К ним относятся следующие.

1. Ориентация клиента на принятие ответственности за происходящее.

2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.

3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.

Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии:

1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента.

2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания.

Нам представляется, что использование данных принципов в работе с клиентами может успешно служить решению проблем, возникающих в процессе консультирования клиентов после развода. С этой точки зрения, предложенные методы и техники работы с конкретными случаями наглядно демонстрируют, как можно работать в области психологического консультирования клиентов после развода. Возможно представить и иные методы воздействия, основанные на других принципах, но нацеленные на оказание психологической помощи в процессе консультирования, поскольку предложенные в данной работе методы не являются исчерпывающими или единственно возможными. Психологическая практика привлекает автора именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области неисчерпаемы.

Конечная цель психологического консультирования клиентов после развода – помочь клиенту пройти все стадии, сопутствующие личным переживаниям, прийти к адаптации и найти себя в новых условиях. Консультант является, прежде всего, адвокатом клиента, и, следовательно, все вмешательства, совершаемые им в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы, участия и поддержки клиента. Таким образом, главная техника, применяемая на всех стадиях в психологическом консультировании клиентов после развода – психологическая поддержка. Задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных им самим жизненных проблем, и в этой ситуации роль консультанта — роль советника, проводника, сопровождающего.


Этапы становления аддиктивного поведения
Становление аддиктивного поведения отличается ши­роким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Становления аддиктивного поведения:[12] 1 этап . Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в к ...

Типы характера
Характер авторитарный – термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе. Характер астено-невроти ...

Развитие социального поведения людей и аффективное развитие
Развитие социального поведения людей зависит и не отстает от развития таких биологических и психологических процессов, как созревание, восприятие, внимание, память и научение, между тем как сами эти процессы видоизменяются под воздействием опыта. Кроме того, его развитие зависит от тех же процессов научения (рассматриваемого в самом шир ...