В данной работе выявлены и обобщены техники и методы психологического консультирования клиентов после развода. Рассмотрены как основные методы, основанные на подведении клиента к последнему этапу – адаптации к новым условиям жизни, характерному в ситуации развода, путем оказания поддержки, психологической помощи в преодолении кризиса и укрепления уверенности, повышения самооценки клиента, так и методы, рекомендованные к применению в дополнение к уже имеющимся – метод работы с сетью, так называемый «анализ сети».
Рассмотренные и обобщенные в данной работе методы и техники в случае обращения клиентов за психологической помощью в ситуации развода не являются исчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать, останавливаясь на различных тонкостях и аспектах психологического воздействия. Из работы можно отметить определенный набор методов и техник, который с некоторыми вариациями используется практически во всех описываемых ситуациях воздействия на клиента в ситуации развода. К ним относятся следующие.
1. Ориентация клиента на принятие ответственности за происходящее.
2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.
3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.
Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии:
1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента.
2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания.
Нам представляется, что использование данных принципов в работе с клиентами может успешно служить решению проблем, возникающих в процессе консультирования клиентов после развода. С этой точки зрения, предложенные методы и техники работы с конкретными случаями наглядно демонстрируют, как можно работать в области психологического консультирования клиентов после развода. Возможно представить и иные методы воздействия, основанные на других принципах, но нацеленные на оказание психологической помощи в процессе консультирования, поскольку предложенные в данной работе методы не являются исчерпывающими или единственно возможными. Психологическая практика привлекает автора именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области неисчерпаемы.
Конечная цель психологического консультирования клиентов после развода – помочь клиенту пройти все стадии, сопутствующие личным переживаниям, прийти к адаптации и найти себя в новых условиях. Консультант является, прежде всего, адвокатом клиента, и, следовательно, все вмешательства, совершаемые им в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы, участия и поддержки клиента. Таким образом, главная техника, применяемая на всех стадиях в психологическом консультировании клиентов после развода – психологическая поддержка. Задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных им самим жизненных проблем, и в этой ситуации роль консультанта — роль советника, проводника, сопровождающего.
Формы проявления внимания
Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны.
В.В. Петухов предложил выделять две группы психи ...
Возникновение и развитие психики у животных и человека
Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психика имеет ряд специфических свойств:
1) Психика - свойство только живой материи. И главное не тол ...
Построение межличностных отношений в юношеском
возрасте
Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание близости этого человека к себе, своему Я. Можно иметь много знакомых лю ...



Разделы