Заключение

В данной работе выявлены и обобщены техники и методы психологического консультирования клиентов после развода. Рассмотрены как основные методы, основанные на подведении клиента к последнему этапу – адаптации к новым условиям жизни, характерному в ситуации развода, путем оказания поддержки, психологической помощи в преодолении кризиса и укрепления уверенности, повышения самооценки клиента, так и методы, рекомендованные к применению в дополнение к уже имеющимся – метод работы с сетью, так называемый «анализ сети».

Рассмотренные и обобщенные в данной работе методы и техники в случае обращения клиентов за психологической помощью в ситуации развода не являются исчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать, останавливаясь на различных тонкостях и аспектах психологического воздействия. Из работы можно отметить определенный набор методов и техник, который с некоторыми вариациями используется практически во всех описываемых ситуациях воздействия на клиента в ситуации развода. К ним относятся следующие.

1. Ориентация клиента на принятие ответственности за происходящее.

2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.

3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.

Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии:

1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента.

2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания.

Нам представляется, что использование данных принципов в работе с клиентами может успешно служить решению проблем, возникающих в процессе консультирования клиентов после развода. С этой точки зрения, предложенные методы и техники работы с конкретными случаями наглядно демонстрируют, как можно работать в области психологического консультирования клиентов после развода. Возможно представить и иные методы воздействия, основанные на других принципах, но нацеленные на оказание психологической помощи в процессе консультирования, поскольку предложенные в данной работе методы не являются исчерпывающими или единственно возможными. Психологическая практика привлекает автора именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области неисчерпаемы.

Конечная цель психологического консультирования клиентов после развода – помочь клиенту пройти все стадии, сопутствующие личным переживаниям, прийти к адаптации и найти себя в новых условиях. Консультант является, прежде всего, адвокатом клиента, и, следовательно, все вмешательства, совершаемые им в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы, участия и поддержки клиента. Таким образом, главная техника, применяемая на всех стадиях в психологическом консультировании клиентов после развода – психологическая поддержка. Задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных им самим жизненных проблем, и в этой ситуации роль консультанта — роль советника, проводника, сопровождающего.


Применение социально психологического тренинга
Комплекс проблем, затрагиваемых при изучении "прикладных аспектов тренинга", является своеобразной "горячей точкой" и заслуживает более обстоятельного рассмотрения. "С точки зрения задач и разнообразных вариантов его использования в настоящее время тренинг в первую очередь призван обслуживать определенные сферы ...

Персонификация
Персонификация – это индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающий на базе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. Например, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчит и заботится о нем. Любое межличностное ...

Дифференцированность и адекватность самооценки спортсменов
Дифференцированность самооценки означает, насколько одинаково вы­ражены уровни ее отдельных составляющих, отражает ее однородность-разнородность. Адекватность — то, насколько оценки собственных свойств личности испытуемых соответствуют действительности (результатам их объ­ективного изучения). Таблица адекватности непосредственно перед ...