Заключение

В данной работе выявлены и обобщены техники и методы психологического консультирования клиентов после развода. Рассмотрены как основные методы, основанные на подведении клиента к последнему этапу – адаптации к новым условиям жизни, характерному в ситуации развода, путем оказания поддержки, психологической помощи в преодолении кризиса и укрепления уверенности, повышения самооценки клиента, так и методы, рекомендованные к применению в дополнение к уже имеющимся – метод работы с сетью, так называемый «анализ сети».

Рассмотренные и обобщенные в данной работе методы и техники в случае обращения клиентов за психологической помощью в ситуации развода не являются исчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать, останавливаясь на различных тонкостях и аспектах психологического воздействия. Из работы можно отметить определенный набор методов и техник, который с некоторыми вариациями используется практически во всех описываемых ситуациях воздействия на клиента в ситуации развода. К ним относятся следующие.

1. Ориентация клиента на принятие ответственности за происходящее.

2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.

3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.

Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии:

1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента.

2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания.

Нам представляется, что использование данных принципов в работе с клиентами может успешно служить решению проблем, возникающих в процессе консультирования клиентов после развода. С этой точки зрения, предложенные методы и техники работы с конкретными случаями наглядно демонстрируют, как можно работать в области психологического консультирования клиентов после развода. Возможно представить и иные методы воздействия, основанные на других принципах, но нацеленные на оказание психологической помощи в процессе консультирования, поскольку предложенные в данной работе методы не являются исчерпывающими или единственно возможными. Психологическая практика привлекает автора именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области неисчерпаемы.

Конечная цель психологического консультирования клиентов после развода – помочь клиенту пройти все стадии, сопутствующие личным переживаниям, прийти к адаптации и найти себя в новых условиях. Консультант является, прежде всего, адвокатом клиента, и, следовательно, все вмешательства, совершаемые им в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы, участия и поддержки клиента. Таким образом, главная техника, применяемая на всех стадиях в психологическом консультировании клиентов после развода – психологическая поддержка. Задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных им самим жизненных проблем, и в этой ситуации роль консультанта — роль советника, проводника, сопровождающего.


Аффективные функции
Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека. Аффект может воз ...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
В группы с фонетико-фонематическим недоразвитием ре­чи принимаются дети с нормальным слухом и нормальным интеллектом для обучения на срок 10 месяцев — с сентяб­ря по июнь. У таких детей отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фо­нематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического ...

Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г. Зеи. Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи
Эмпирическое исследование проводилось по следующим этапам: 1. Подготовительный, т.е. разработка программы исследования, определение целей, задач, плана ( ноябрь 2006г). 2. Прикладной – сбор первичной социологической информации, который включал записи наблюдения, результаты опросов, работу с научно-методическими источниками ( декабрь 2 ...