Материалы » Адаптация умственно-отсталых детей » Теоретические аспекты адаптивных возможностей умственно-отсталых подростков в условиях школы-интерната. Адаптация человека: понятие, структура, содержание

Теоретические аспекты адаптивных возможностей умственно-отсталых подростков в условиях школы-интерната. Адаптация человека: понятие, структура, содержание
Страница 3

При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типов состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов. Прежде всего, это релаксация - состояние успокоения, расслабления и восстановления. Сон - это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Оптимальное рабочее состояние - это когда человек действует наиболее эффективно. Утомление - это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузок. Стресс - ещё один вид функционального состояния, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. Стресс - это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования.

Выделяют типы адаптации: физиологическую, психическую и социальную. Психическая адаптация является наиболее значимым для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы, прежде всего, имеют психическую природу. По мнению Ю.А. Александровского [1; 12] адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Система механизмов психической адаптации многокомплектная и состоит из ряда подсистем, среди которых необходимо выделить следующие:

- подсистема социально-психологических контактов;

- подсистема поиска, восприятия и переработки информации;

- подсистема обеспечения бодрствования и сна;

- подсистема эмоционального реагирования;

- подсистема эндокринно-гуморальной регуляции и др. [6; 96-97]

Очевидно, что эти подсистемы могут быть отнесены к одному из 2-х уровней: физиологическому или психическому, а адаптация будет протекать нормально, пока требования среды не достигнут адаптационного барьера (см. рисунок 1).

Невротические расстройства

Рис. 1. Система механизмов психической адаптации.

Адаптационный барьер - это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. По мнению Александровского [1; 34-35], характеристики адаптационного барьера зависят и от биологических факторов среды и конституционального типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих адаптационные возможности. К таким личностным образованиям относят самооценку личности, систему её ценностей и др.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность адаптаци определяется нормальным функционированием систем физиологического и психического уровня. Однако эти системы не могут функционировать, не соприкасаясь друг с другом. Вполне вероятно, что существует компонент, который обеспечивает взаимосвязь этих двух уровней и обеспечивает нормальную деятельность человека. Можно также предположить, что этот компонент должен иметь двойственную природу: с одной стороны психическую, с другой - физиологическую. Таким компонентом в системе регуляции процесса адаптации чаще всего выступают эмоции.

Страницы: 1 2 3 


Характеристика условий обучения в школах-интернатах 8-го вида и типологических особенностей личностного и психофизиологического потенциала адаптации умственно-отсталых подростков
Специальные образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования это учебный план, программы, учебники для коррекционных школ 8-го вида. Обучение детей в коррекционных школах 8-г ...

Иерархическое строение когнитивных (познавательных) процессов
Итоги первого этапа развития когнитивной подхода были подведены в книге Улрика Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 году. Уже во введении он пишет, что конструктивный характер наших познавательных процессов является фундаментальным фактом. Задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы понять, каким образом «вос ...

Представление данных, результаты и выводы
На первом этапе определения наиболее ценных личностных качеств для групповой деятельности, мы получили первичный список: 1) общительность; 2) целеустремленность; 3) дисциплинированность; 4) ум; 5) доброта; 6) уравновешенность; 7) организованность; 8) способность понимать других; 9) способность сочувствовать другим; 10) ответст ...