Введение
Страница 3

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучены характеристики самооценки личности (ее уровень, адекватность и дифференцированность) у взрослых спортсменов, выявлена их специфика; выявлены связи между другими свойствами личности (темпераментом, волей, мотиваци­ей, тревожностью, ценностными ориентациями, внушаемостью, интеллектом, уверенностью в себе, уровнем притязаний) и характеристиками самооценки, их особенности у спортсменов; исследованы показатели адаптированности студентов, занимающихся спортом, к учебной и спортивной деятельности; оп­ределено влияние характеристик самооценки на показатели адаптированности к учебной и спортивной деятельности; разработана и апробирована программа педагогически организованного процесса самопознания личности, установле­но ее влияние на изменение характеристик самооценки спортсменов.

Теоретическая значимость работы состоит в экспериментальном обос­новании:

- связи занятий спортом с характеристиками самооценки личности (уровень, адекватность, дифференцированность), а так же на особенности взаимосвязи этих характеристик с другими свойствами личности;

- влияния характеристик самооценки личности на адаптированность спортсменов к учебной и спортивной деятельности;

- возможностей коррекции характеристик самооценки посредством са­мопознания.

Практическая значимость работы заключается в разработке психологопедагогических рекомендаций по оптимизации различных характеристик само­оценки с помощью занятий спортом. Полученные выводы могут быть использо­ваны в психологическом сопровождении спортивной деятельности, для повыше­ния уровня подготовки и помощи личностному росту спортсменов, а также людей, не занимающимся спортом. Результаты исследования представляют интерес для различных спортивных организаций, которые могут воспользоваться ими для отбора спортсменов, индивидуального подхода к процессу тренировки, прогнозирования спортивной деятельности, подготовке и переподготовке тренер­ского состава. Также данные представляют интерес для преподавания психоло­гии физической культуры и спорта в институтах физической культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самооценка студентов-спортсменов характеризуется более высоким уровнем, меньшей дифференцированностью и более высокой адекватностью по сравнению с самооценкой лиц, не занимающихся спортом.

2. К числу качеств учащихся спортсменов, важных для адаптации к ве­дущей деятельности, можно отнести: высокий уровень самооценки, слабую степень ее дифференцированности, высокую адекватность.

3. Специально организованный и педагогически направляемый процесс самопознания существенно повышает уровень адекватности и дифференцированности самооценки сапортсменов.

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается адекватностью, валидностью и надежностью применяемых в исследовании методов сбора информации и статистической обработки данных в соответствии с установленными для научных работ требованиями, репрезентативно­стью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении.

Апробация исследования: Основной теоретический материал и резуль­таты экспериментального исследования изложены в четырех публикациях ав­тора. Отдельные положения и результаты работы докладывались и обсужда­лись на заседаниях и научных конференциях кафедры психологии СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта а также кафедры политологии и психологии СПб ГУНиПТ. Полученные данные включены в программу преподавания психологии для студентов и слушателей факультета повышения квалификации тренеров СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта.

Страницы: 1 2 3 


Мотивация учебной деятельности.
Деятельность достижения универсальна, поэтому актуально изучение ее мотивации. Учебная ситуация- это ситуация достижения, и механизмы мотивации в ней те же. Учебная ситуация- единица анализа проблем мотивации учения. Учение человека всегда идет в контексте конкретных учебных ситуаций. Содержание учебной ситуации следующее: предмет осво ...

Самореализация личности. Потребность личности в самореализации
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её ...

Исследование профессиональных качеств в молодежной среде. Методы и проведение исследования
В процессе социализации и профессионального самоопределения, учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять поиск профессии и подготовку к ...