Введение
Страница 3

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучены характеристики самооценки личности (ее уровень, адекватность и дифференцированность) у взрослых спортсменов, выявлена их специфика; выявлены связи между другими свойствами личности (темпераментом, волей, мотиваци­ей, тревожностью, ценностными ориентациями, внушаемостью, интеллектом, уверенностью в себе, уровнем притязаний) и характеристиками самооценки, их особенности у спортсменов; исследованы показатели адаптированности студентов, занимающихся спортом, к учебной и спортивной деятельности; оп­ределено влияние характеристик самооценки на показатели адаптированности к учебной и спортивной деятельности; разработана и апробирована программа педагогически организованного процесса самопознания личности, установле­но ее влияние на изменение характеристик самооценки спортсменов.

Теоретическая значимость работы состоит в экспериментальном обос­новании:

- связи занятий спортом с характеристиками самооценки личности (уровень, адекватность, дифференцированность), а так же на особенности взаимосвязи этих характеристик с другими свойствами личности;

- влияния характеристик самооценки личности на адаптированность спортсменов к учебной и спортивной деятельности;

- возможностей коррекции характеристик самооценки посредством са­мопознания.

Практическая значимость работы заключается в разработке психологопедагогических рекомендаций по оптимизации различных характеристик само­оценки с помощью занятий спортом. Полученные выводы могут быть использо­ваны в психологическом сопровождении спортивной деятельности, для повыше­ния уровня подготовки и помощи личностному росту спортсменов, а также людей, не занимающимся спортом. Результаты исследования представляют интерес для различных спортивных организаций, которые могут воспользоваться ими для отбора спортсменов, индивидуального подхода к процессу тренировки, прогнозирования спортивной деятельности, подготовке и переподготовке тренер­ского состава. Также данные представляют интерес для преподавания психоло­гии физической культуры и спорта в институтах физической культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самооценка студентов-спортсменов характеризуется более высоким уровнем, меньшей дифференцированностью и более высокой адекватностью по сравнению с самооценкой лиц, не занимающихся спортом.

2. К числу качеств учащихся спортсменов, важных для адаптации к ве­дущей деятельности, можно отнести: высокий уровень самооценки, слабую степень ее дифференцированности, высокую адекватность.

3. Специально организованный и педагогически направляемый процесс самопознания существенно повышает уровень адекватности и дифференцированности самооценки сапортсменов.

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается адекватностью, валидностью и надежностью применяемых в исследовании методов сбора информации и статистической обработки данных в соответствии с установленными для научных работ требованиями, репрезентативно­стью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении.

Апробация исследования: Основной теоретический материал и резуль­таты экспериментального исследования изложены в четырех публикациях ав­тора. Отдельные положения и результаты работы докладывались и обсужда­лись на заседаниях и научных конференциях кафедры психологии СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта а также кафедры политологии и психологии СПб ГУНиПТ. Полученные данные включены в программу преподавания психологии для студентов и слушателей факультета повышения квалификации тренеров СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта.

Страницы: 1 2 3 


Использование игротерапии для развитий межличностных отношений у детей старшего подросткового возраста.
В основу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы положена система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная нами к педагогическому процессу группы. Нами была составлена коррекционная программа, направленная на детей старшего подросткового возраста, обучающихся в средней общеоб ...

Трудности общения
Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения. В. Н. Куницыной предложена общая классификаци ...

Развитие самооценки в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя. По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка[39]. Устойчивая самооценка формир ...