Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Особенности характеристик самооценки спортсмена

Особенности характеристик самооценки спортсмена
Страница 1

Долгое время в психологии царила точка зрения, согласно которой, спортсмены имеют высокий показатель уровня самооценки (Жилин СВ., 2003; Плашко Р.В., 2001; Шаболтас А.В., 1998). В последнее время всё чаще появляются данные о том, что это не совсем так. Например, Г.В. Лозовая (2002) отмечает, что лицам, занимающимся профессиональным спортом, свойственна довольно высокая самооценка, но в процессе профессионального самоопределения уровень её меняется. Это выражается в том, что изначально высокая самооценка у абитуриентов физкультурного ВУЗа снижается особен-. но, к четвёртому курсу, а затем, к моменту окончания учёбы, и во время про­фессиональной тренерской деятельности, уровень самооценки заметно повы­шается. При этом она влияет на показатели профессионального самоопределе­ния, но это влияние не существенно. Это согласуется с данными, полученными Р.В. Плашко (2001), согласно которым уровень самооценки спортсменов до четвёртого курса снижается, а затем повышается. Таким образом, для само­оценки спортсменов характерна определённая динамика её уровня в связи с самоопределением личности в выбранной профессии. Но, несмотря на такую динамику, спортсмены в среднем имеют более высокую самооценку, чем лю­ди, не занимающиеся спортом ( Волков О.И., 2003; Лозовая Г.В., 2002, 2003). Так, СВ. Жилин (2003) отмечает, что для самооценки детей-спортсменов, ха­рактерны более высокий уровень и меньшая её вариативность по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом. Однако, вариативность показа­телей самооценки с возрастом, видимо, меняется, поскольку у тренеров были обнаружены очень высокие коэффициенты вариации (Лозовая Г.В., 2002). Кроме того, имеются данные, говорящие о том, что уровень самооценки свя­зан с уровнем квалификации спортсмена. У высококвалифицированных спортсменов самооценка достоверно выше (Лозовая Г.В., 2002).

Некоторыми исследователями отмечена специфика дифференцирован­ное самооценки спортсменов (Жилин СВ., 2003). Данное свойство само­оценки редко упоминается в изученной литературе, тем более, относительно спортсменов. Имеющиеся же данные показывают, что самооценка спортсме­нов менее дифференцирована, чем самооценка не спортсменов. Это значит, что спортсмены не склонны давать разные оценки различным своим проявле­ниям, их частные самооценки не отличаются вариативностью.

Самооценка спортсменов более интегрирована, чем у не спортсменов (Жилин СВ., 2003). Кроме того, чем выше спортивный разряд, тем более ин­тегрированной оказывается самооценка спортсмена (Лозовая Г.В., 2002).

Некоторые авторы исследовали не самооценку личности, а субъектив­ную оценку спортсменами своих достижений или мастерства. Так, В.И. Палий (1987) утверждает, что самооценка спортсменами своего реального мастерства-более дифференцирована. Самооценка же будущего мастерства носит более обобщённый, интегрированный характер. Такое положение вещей кажется вполне понятным, поскольку любой человек, и спортсмен в том числе, будет давать более детальную, разностороннюю и критическую оценку тем своим качествам, которые он имеет «здесь и сейчас», чем тем, которые только могут быть в перспективе. К тому же, оценка себя в будущем характеризует скорее такое свойство личности, как уровень притязаний.

Наконец, имеются данные о связи характеристик самооценок спортсме­нов с их возрастом и полом. Так, уровень самооценки выше у юношей (Жилин СВ., 2003), а её интегрированность меньше у спортсменов мужского пола (Жилин СВ., 2003; Лозовая Г.В., 2002).

Однако экспериментальных работ, в которых нашли бы отражение особенности адекватности самооценки спортсменов по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, нет. Но именно степень адекватности, как уже упоминалось выше, может свидетельствовать об уровне адаптации личности, которая, в свою очередь проявляется в успешности и удовлетворённости чело­веком своей деятельностью (Николаев А.Н., 1984). Поэтому, ответ на вопрос о существовании специфики адекватности самооценки у спортсменов, прольёт свет на проблему возможностей спорта в коррекции самооценки личности.

Страницы: 1 2


Методы диагностики агрессивных проявлений у подростков
Зачастую, обращаясь за помощью к специалистам, педагоги или родители, характеризуя ребенка, говорят: "он такой агрессивный", "в нем столько агрессии" и т.д. Это не может свидетельствовать о том, что ребенок действительно агрессивный. Необходимо выяснить, какие конкретные факты поведения наблюдались. Здесь обычно возн ...

Сосредоточенность
Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - ...

Приложения
Приложение А Тест самоактуализации (САТ) Инструкция к тесту: «Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами "а" и "б". Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей ...