Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Роль самопознания в формировании самооценки личности

Роль самопознания в формировании самооценки личности
Страница 1

СВ. Жилин (2003) в качестве одного из механизмов формирования Я-концепции человека называет целенаправленную деятельность по совершен­ствованию собственной личности. В основе такой деятельности лежит процесс самопознания. Поскольку самооценка является компонентом Я-концепции личности (Жилин С.В, 2003) а так же самосознания человека (Берне Р., 1986; Кон И.С., 1978, 1981, 1983; Чеснокова И.И., 1977 и другие), самопознание мо­жет оказывать определённое влияние на формирование самооценки.

Что же понимается в психологии под термином самопознание? Прежде всего, отвечая на поставленный вопрос, необходимо отметить, что существует ряд терминов, зачастую используемых, как синонимы, однако, при ближай­шем рассмотрении, обозначающие насколько разные явления. Это понятия самопознания, рефлексии и интроспекции. Под самопознанием следует пони­мать сложный, многоуровневый процесс познания человеком самого себя на основе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа и самоосмысления (Чеснокова И.И., 1977; Sedikides С, Skowronski J., 1995). Кроме того, в качест­ве источника самопознания могут выступать непосредственные оценки, полу­чаемые от других людей. Представления о человеке окружающих его людей влияют на его познание и понимание себя (Знаков В.В., Павлюченко Е.А., 2002). Поэтому самопознание может быть охарактеризовано как попытка че­ловека воспринять и представить себя таким, каким он видится окружающим (Знаков В.В.^ 2000; Schoeneman TJ.^ 1981). Исходя из этого^ можно говорить о том, что проблема самопознания тесно связана с процессами взаимосвязи субъекта с миром. По мнению Я. Козелецкого самопознание — это «познава­тельная репрезентация самого себя, то есть та часть знания личности, которая содержательно относится к себе как к единому целому или к какому-нибудь аспекту этого целого» (Романова И.А., 2001, с. 108). Следовательно, результа­том самопознания является новое знание (Braun В., 1988). Это новое знание о себе позволяет человеку развиваться, поэтому процесс самопознания связан с самосовершенствованием (Анисимова О.М., 1999). Таким образом, самопо­знание, с точки зрения отнесения его к одному из базовых видов психических явлений (процесс, состояние, свойство), является психическим процессом.

Часто процесс самопознания называют рефлексией (Жилин СВ., 2003), однако это не совсем верно, хотя между этими понятиями очень много обще­го. Рефлексия, как и самопознание, связана с приобретением личностью новых знаний о себе самой, о ходе своей деятельности, психических состояниях, внутреннем мире, взаимодействии с другими людьми (Карпов А.В., Понома­рёва В.В., 2000), служит соединению ориентации человека во внешнем и внутреннем мире (Марцинковская Т.Д., 2001). Однако, в отличие от самопо­знания, относящегося, как уже было сказано, к категории психических про­цессов, рефлексия является одновременно «и уникальным свойством, прису­щим лишь человеку, и состоянием осознания чего-либо, и процессом репре­зентации психике своего собственного содержания» (Карпов А.В., 2003 с. 47).

Оба этих явления тесно связаны с интроспекцией, которая понимается, как один из методов самопознания, который заключается в наблюдении чело­века за собственными проявлениями - ощущениями, восприятием, мыслями и эмоциями (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996). Иначе интрос­пекцию называют самонаблюдением. Таким образом, данное явление лежит в основе самопознания (Чеснокова И.И., 1977) или рефлексии.

Страницы: 1 2


Голодание
Механизм возникновения голодания может быть объяс­нен двумя причинами. Первый вариант медицинский, обусловлен использовани­ем разгрузочной диетотерапии. Разгрузочная диетотерапия применялась у пациентов с очень разными нарушениями. Фаза вхождения в зону голода характеризуется трудно­стью, связанной с необходимостью справиться с аппетито ...

Развитие социального поведения людей и аффективное развитие
Развитие социального поведения людей зависит и не отстает от развития таких биологических и психологических процессов, как созревание, восприятие, внимание, память и научение, между тем как сами эти процессы видоизменяются под воздействием опыта. Кроме того, его развитие зависит от тех же процессов научения (рассматриваемого в самом шир ...

Анализ психологической литературы. Рассмотрение теоретических подходов к проблемам изучения агрессии. Понятие агрессии и подходы к ее изучению
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту».[1] Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением с ...