Многими авторами (Берне Р., 1986; Кон Й.С., 1978,1983; Сарджвеладзе Н.И., 1989 и другие) отмечается теснейшая связь познавательного (самопознание) и эмоционально-афективного (самооценка) компонентов самосознания. Следовательно^ весьма логично предположить^ что самопознание оказывает влияние на самооценку личности. Самопознание, предоставляя человеку новую информацию о нём самом, не наделяет эти знания смыслом, «не иерархи-зирует их по ценностям» (Знаков В.В., Павлюченко Е.А., 2002, с. 34). Данные механизмы связаны скорее с самооценкой. Поэтому самопознание является основой для формирования самооценки личности.
В современной психологии сложилось мнение, согласно которому высоко развитые способности к самопознанию считаются положительным свойством с точки зрения его воздействия на самосознание и самооценку. Однако существуют и другие мнения на этот счёт. Так, О.М. Анисимова (1999) считает, что позитивным является такая степень знания человеком себя, которая является наиболее оптимальной для эффективного функционирования личности. Глубокое осознание себя может быть травмирующим для психики (например, черт, которые человек считает отрицательными, социально неприемлемого или безнравственного поведения), нарушать её нормальную деятельность, вызывать снижение самооценки, быть причиной различного рода внутрилично-стных конфликтов и психических расстройств. Для избежания такой ситуации вступают в действие механизмы психологической защиты, которые препятствуют адекватному пониманию своих свойств и поступков.
Кроме того, новое знание может быть непонятным, в результате чего человек может довольно хорошо себя знать, но не понимать (Знаков В.В., Павлюченко Е.А., 2002). Это способно привести к формированию неадекватной самооценки, являющейся негативным проявлением этого свойства личности (см. п. 1.1).
В связи с вышесказанным, перед исследователем встаёт ряд вопросов: каково направление воздействия (позитивное или негативное) процесса самопознания на самооценку личности; какую степень развития рефлексивных качеств считать наиболее оптимальной для формирования самооценки; возможно ли, используя процесс самопознания, проводить мероприятия по коррекции характеристик самооценки личности? На настоящий момент эти вопросы остаются дискуссионными и не решёнными. Ответить на них можно только проведя соответствующее исследование.
Социально – психологическая сущность религиозного утешения
Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Материалистический его анализ предполагает, в частности, выяснение тех социальных причин и условий, которые рождают потребность в нем. Для социологии религии важно изучение социальной роли религиозного утешения, тех функций, которые оно объективно выполняет в различных обще ...
Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как
социальный феномен
Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день нас информируют о происходящих в мире войнах и убийствах. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти повсюду и постоянно. Выросло целое поколение, для которого слова «война», «убийство», «терроризм» явл ...
Характеристика агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях. Понятие агрессии и агрессивности
Решению проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как Э. Фромм А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц.
Э.Фромм рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную «доброкачественную» агрессию, которая служит делу выживания человека и имеет биологическ ...
Разделы