Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Роль самопознания в формировании самооценки личности

Роль самопознания в формировании самооценки личности
Страница 2

Многими авторами (Берне Р., 1986; Кон Й.С., 1978,1983; Сарджвеладзе Н.И., 1989 и другие) отмечается теснейшая связь познавательного (самопозна­ние) и эмоционально-афективного (самооценка) компонентов самосознания. Следовательно^ весьма логично предположить^ что самопознание оказывает влияние на самооценку личности. Самопознание, предоставляя человеку новую информацию о нём самом, не наделяет эти знания смыслом, «не иерархи-зирует их по ценностям» (Знаков В.В., Павлюченко Е.А., 2002, с. 34). Данные механизмы связаны скорее с самооценкой. Поэтому самопознание является основой для формирования самооценки личности.

В современной психологии сложилось мнение, согласно которому высо­ко развитые способности к самопознанию считаются положительным свойст­вом с точки зрения его воздействия на самосознание и самооценку. Однако существуют и другие мнения на этот счёт. Так, О.М. Анисимова (1999) счита­ет, что позитивным является такая степень знания человеком себя, которая яв­ляется наиболее оптимальной для эффективного функционирования личности. Глубокое осознание себя может быть травмирующим для психики (например, черт, которые человек считает отрицательными, социально неприемлемого или безнравственного поведения), нарушать её нормальную деятельность, вы­зывать снижение самооценки, быть причиной различного рода внутрилично-стных конфликтов и психических расстройств. Для избежания такой ситуации вступают в действие механизмы психологической защиты, которые препятст­вуют адекватному пониманию своих свойств и поступков.

Кроме того, новое знание может быть непонятным, в результате чего че­ловек может довольно хорошо себя знать, но не понимать (Знаков В.В., Пав­люченко Е.А., 2002). Это способно привести к формированию неадекватной самооценки, являющейся негативным проявлением этого свойства личности (см. п. 1.1).

В связи с вышесказанным, перед исследователем встаёт ряд вопросов: каково направление воздействия (позитивное или негативное) процесса само­познания на самооценку личности; какую степень развития рефлексивных ка­честв считать наиболее оптимальной для формирования самооценки; возмож­но ли, используя процесс самопознания, проводить мероприятия по коррекции характеристик самооценки личности? На настоящий момент эти вопросы ос­таются дискуссионными и не решёнными. Ответить на них можно только про­ведя соответствующее исследование.

Страницы: 1 2 


Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются: 1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе; 2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу). Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом м ...

Эмпирическое изучение морального самосознания в подростковом возрасте. Организация эмпирического исследования
Исследование морального самосознания подростков проводилось в вечерней сменной общеобразовательной школе (ВСОШ) №193 и в средней общеобразовательной школе №115. Оба названных учебных заведения расположены в г. Екатеринбурге. Исследование проводилось с 1.03.05 по 28.03.05. Выборка представлена 51 человеком (от 14 до 16 лет; средний возр ...

Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональной установки студентов
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Существуют различные варианты определения пон ...