Было проведено статистическое сравнение по
t
-критерию Стьюдента трех выборок
: гемблеров, контрольной группы и наркоманов.
Приведем список показателей:
1. Общая антиципационная состоятельность (ОАС)
2. Личностно-ситуативная составляющая антиципации
3. Пространственная составляющая антиципации
4. Временная составляющая антиципации
5. Волевые действия
6. Преодоление препятствий
7. Преодоление конфликта
8. Преднамеренная регуляция
9. Автоматизм, навязчивости
10. Мотивы, влечения
11. Прогностическая функция
Рассмотрим результаты статистического сравнения по ТАС(ПК)
(1-4 показатели) (см. Диаграмма 1 // Приложение).
Статистическое сравнение показало достоверное различие с 1% уровнем надежности (Р=0,01) по параметру ОАС (1): у гемблеров ОАС ниже, чем у контрольной группы. В выборке наркоманов данный показатель также ниже, чем у контрольной группы с тем же уровнем достоверности. Следовательно, общая способность к прогнозированию у гемблеров развита значительно хуже, чем в контрольной группе. Это дает основания предположить, что данная категория лиц действительно не может реально прогнозировать исход игры, прогнозировать последствия своей игровой деятельности, т.к. способность к антиципации развита недостаточно. Дополнительно можно сказать, что уровень развития данной способности у гемблеров и наркоманов не имеет существенных различий.
Достоверное различие с 1% уровнем надежности (Р=0,01) обнаружено по показателю личностно-ситуативная составляющая антиципации (2): у гемблеров данный параметр ниже, чем в контрольной группе. Это означает, что коммуникативный уровень антиципации менее развит у патологических игроков, чем в контрольной группе. Но при этом было обнаружено достоверное различие с 5% уровнем надежности (Р=0,05) между гемблерами и наркоманами по этому параметру: наркоманы имеют более высокие результаты.
По показателю пространственная составляющая антиципации (3) у гемблеров результаты не отличаются существенно от контрольной группы. Но у наркоманов результаты ниже с 1% уровнем надежности по сравнению с контрольной группой и, соответственно, с патологическими игроками. Т.е. наркоманы значительно хуже, чем гемблеры, могут предвосхищать движение предметов в пространстве, упреждать их, координировать собственные движения, проявляя моторную ловкость.
По показателю временная составляющая антиципации (4) ситуация приблизительно та же. У наркоманов результаты ниже, чем у контрольной группы с 5% уровнем достоверности (Р=0,05), но способность прогнозировать и точно распределять время не имеет существенных различий у гемблеров и наркоманов.
Теперь рассмотрим результаты статистического сравнения по тесту волевой регуляции
(5-11 показатели). Результаты по данному тесту демонстрируют расстройство по параметрам (см. Диаграмма 2 // Приложение).
Достоверное различие с 5% уровнем надежности (Р=0,05) наблюдается по показателю волевые действия (5): у гемблеров расстройство по этому параметру выражено гораздо ярче, чем в контрольной группе. Пилотажные исследования, проведенные нами ранее, не показали достоверных различий по этому параметру, но при увеличении выборки (с 15 до 40 человек), мы наблюдаем различие с 5% уровнем надежности. Т.о. категория лиц, подверженных гемблингу, не может совершить действие (волевое), не испытывая в нем актуальной потребности. Например, действие – подавить, затормозить игровой импульс – не носит характер заведомо необходимого, а лишь направлено на удовлетворение потребности в отдаленном будущем (сохранить некоторую сумму денег, например), не может быть реализовано гемблером в силу нарушения волевых действий. Различие по этому показателю с тем же уровнем достоверности (Р=0,05) наблюдается у наркоманов по сравнению с контрольной группой. Следовательно, поведение гемблеров и наркоманов в этом аспекте также не демонстрирует существенных различий.
Опросник Филлипса: «Тест школьной тревожности».
Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь ...
Гарри Стек Салливан
Гарри Стек Салливан – создатель новой концепции, известной как "межличностная теория психиатрии". Ее главный принцип – в том, что касается личности, – заключается в следующем: личность – это "относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека" (1953, с. 111 ...
Методика экспериментального изучения особенностей самооценки у подростков с
нарушением интеллекта. Организация исследования
Целью констатирующего этапа исследования является выявления особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта.
Задачи констатирующего этапа:
1. выявление уровня самооценки у подростков с нарушением интеллекта.
2. изучение особенностей оценки личностных качеств подростками с нарушением интеллекта
3. выявление эмоциональной ...
Разделы