По параметру чувствительность – реактивная уравновешенность (35) у гемблеров наблюдаются более высокие показатели с 5% (Р=0,05) уровнем достоверности, чем в контрольной группе. Это говорит о стабильности, решительности, предприимчивости, возможных трудностях из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений.
По остальным интересующим нас показателям достоверных различий не выявлено, что мы объясняем количественной недостаточностью выборки. Мы также предполагаем, что необходимо посмотреть на эмоциональные характеристики с несколько иной стороны: вероятно о гемблерах нужно говорить не как об эмоционально неустойчивых, а как о лицах, имеющих особенности эмоциональных характеристик волевой деятельности, характерных для азартности, как черты личности. Хотя можно говорить о тенденции к эмоциональной лабильности у гемблеров, основываясь на понижении средних значений по параметрам эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость и импульсивность – контроль желаний по сравнению с контрольной группой.
Анализ корреляционных плеяд
.
Мы будем рассматривать только межтестовые связи.
Анализ корреляционной структуры в выборке гемблеров (
см. Рисунок 1 // Приложение).
Одним из системообразующих факторов является эмоциональная неуравновешенность – эмоциональная уравновешенность (21).
Эмоциональная уравновешенность прямо коррелирует с общей интернальностью (12) (Р=0,05). Т.е. человек с низким субъективным контролем (склонный считать свои успехи и неудачи следствием обстоятельств) эмоционально неустойчив. Эта корреляция демонстрирует прямую зависимость между локализацией контроля волевой деятельности и эмоциональной лабильностью. Статистическое сравнение не показало достоверных различий особенностей эмоциональности гемблеров в отличие от контрольной группы. Но, тем не менее, мы видим, что склонность приписывать ответственность за происходящее внешним факторам коррелирует с эмоциональной неустойчивостью, которая не осознается патологическими игроками, как присущая им.
Эмоциональная уравновешенность прямо коррелирует с интернальностью неудач (14) (Р=0,05). Нами было установлено с высоким уровнем достоверности, что гемблеры не считают себя ответственными за неудачи, следовательно, их эмоциональная устойчивость (в нашем случае способность не поддаться непреодолимому [компульсивному] игровому импульсу) не столь высока.
Эмоциональная уравновешенность прямо коррелирует с интернальностью производственной (16) (Р=0,05). Низкая эмоциональная устойчивость влечет перекладывание ответственности в профессиональной сфере на внешние факторы.
Эмоциональная уравновешенность прямо коррелирует с интернальностью достижений (13) (Р=0,05), т.е. субъективный контроль над позитивными событиями тем выше, чем выше сила Эго.
Обобщая данные взаимозависимости, можно сказать, что выявленное нами смещение профиля личности гемблеров в сторону экстернальности указывает на видимую тенденцию к эмоциональной неуравновешенности.
Параметр автоматизм, навязчивости (9) обратно коррелирует с ОАС (1) (Р=0,001): чем лучше общая способность к прогнозированию жизненных событий и ситуаций, тем меньше проблем возникает с контролем навязчивых тенденций (мысли, действия и т.д.). Т.к. способность к прогнозированию у патологических игроков достоверно ниже, чем в контрольной группе, то вероятно, навязчивые тенденции далеко не всегда поддаются эффективному контролю у данной категории лиц.
Обратная корреляция установлена между автоматизмом, навязчивостями (9) и личностно-ситуативной составляющей антиципации (2) (Р=0,01), т.е. умение прогнозирования коммуникаций обусловливает хороший контроль над автоматическими действиями и навязчивостями.
Приложения
Приложение А
Этапы становления педагогической психологии
Первый этап
середина XVII в. - до конца XIX в.
Общедидактический
Второй этап
с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в.
педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующ ...
Жесты
О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, го ...
Причины возникновения стресса
Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.
Итак, выделим источники стресса:
1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);
2. Мелкие ежедневные неурядицы;
3. Конфликты либо общение с неприятными ...
Разделы