Суть понятия «отклоняющееся поведение»
Страница 1

Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и внешних «раздражителей», в качестве которых могут выступать как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. Для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек, чтобы достичь своих целей. Поведение может быть названо адаптивным, если посредством его получен целесообразный, полезный результат, если составляющие поведение поступки и действия соответствуют установившимся в данном обществе нормам. Каждый народ и общество на определенном этапе своего развития выбирает свою систему духовных, нравственных и иных ценностей, которые они считают нормой, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Не усвоив и не приняв совокупности норм, человек не может функционировать как полноценный член общества.

Освоение социокультурной нормы происходит в процессе социализации. В периоды социальных кризисов, разрушения социальных механизмов прежние формы социализации становятся несостоятельными, институты социализации отличаются рассогласованностью и множественностью. Самое основное – трансформируется и размывается ценностно-нормативная система социальных отношений – основа социальных процессов.

Россия последнего времени является именно таким трансформирующимся государством, в котором появляются новые статусы и роли, происходит перестройка мотивационной и потребностной сферы. Вместе с тем воздействие на личность усиливается за счет развивающихся массовых информационных средств. Получается так, что человек, с одной стороны, находится под массивным общественным прессингом, а с другой – это общество не дает критерии нормы выживания. Одним из следствий данного положения является постоянный и быстрый рост количества детей и подростков, отличающихся неадекватными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, не соответствующими основным принципам поведения, признанным социокультурной нормой для данной возрастной группы. Для обозначения этой категории, как особой типологической группы в составе детского населения, используется термин отклоняющееся поведение

.

Юристы различают три вида антиобщественного поведения: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (неуголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм).

Отклоняющееся (или девиантное) поведение – нарушения поведения, не обусловленные психическими заболеваниями, проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, дезадаптации, неадекватности реакций, нарушении самоконтроля и самоактуализации.

Делинквентное поведение – это поведение, основанное на психической готовности к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Отклонения поведения могут возникнуть

на разных этапах онтогенеза, но особенно часто - в «критические» периоды развития. Большинство случаев отклонения поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста является самым острым и самым длительным. Подростки остро переживают конфликты между своими желаниями и возможностями их удовлетворения.

Страницы: 1 2


Развитие конкретно-психологических подходов к личности в отечественной психологии
В отечественной психологии советского и постсоветского периода проблема личности выдвигается в центр исследовательского внимания. Но в понимании ее природы, сущности развивались и сталкиваются несколько подходов. Первый подход ставил акцент на социальной сущности личности. Он опирался на марксистское учение о личности, выражал позицию & ...

Экспериментальное изучение ценностных ориентаций у старшекласников из полных и неполных семей. Методологический аппарат
Цель – выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей. Объект исследования – старшеклассники 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, общее количество 60 человек, обучающиеся на I-II курсах «Воркутинского медицинского училища» г. Воркута. Предмет исследования – тип семьи, иерархия це ...

Изучение особенностей подросткового возраста. Подростковый возраст. Общая характеристика возраста
Подростковый возраст и его хронологические границы долгое время вызывали и продолжают вызывать вопросы исследователей. В существующих классификациях нет однозначного определения границ подросткового возраста. Тем не менее, традиционно подростками называют учащихся средней ступени обучения в возрасте 11-12 – 15 лет.[17] «Развитие познав ...