Суть понятия «отклоняющееся поведение»
Страница 1

Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и внешних «раздражителей», в качестве которых могут выступать как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. Для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек, чтобы достичь своих целей. Поведение может быть названо адаптивным, если посредством его получен целесообразный, полезный результат, если составляющие поведение поступки и действия соответствуют установившимся в данном обществе нормам. Каждый народ и общество на определенном этапе своего развития выбирает свою систему духовных, нравственных и иных ценностей, которые они считают нормой, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Не усвоив и не приняв совокупности норм, человек не может функционировать как полноценный член общества.

Освоение социокультурной нормы происходит в процессе социализации. В периоды социальных кризисов, разрушения социальных механизмов прежние формы социализации становятся несостоятельными, институты социализации отличаются рассогласованностью и множественностью. Самое основное – трансформируется и размывается ценностно-нормативная система социальных отношений – основа социальных процессов.

Россия последнего времени является именно таким трансформирующимся государством, в котором появляются новые статусы и роли, происходит перестройка мотивационной и потребностной сферы. Вместе с тем воздействие на личность усиливается за счет развивающихся массовых информационных средств. Получается так, что человек, с одной стороны, находится под массивным общественным прессингом, а с другой – это общество не дает критерии нормы выживания. Одним из следствий данного положения является постоянный и быстрый рост количества детей и подростков, отличающихся неадекватными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, не соответствующими основным принципам поведения, признанным социокультурной нормой для данной возрастной группы. Для обозначения этой категории, как особой типологической группы в составе детского населения, используется термин отклоняющееся поведение

.

Юристы различают три вида антиобщественного поведения: аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (неуголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм).

Отклоняющееся (или девиантное) поведение – нарушения поведения, не обусловленные психическими заболеваниями, проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, дезадаптации, неадекватности реакций, нарушении самоконтроля и самоактуализации.

Делинквентное поведение – это поведение, основанное на психической готовности к правонарушению. Данное понятие характеризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей направленности поступков и действий, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Отклонения поведения могут возникнуть

на разных этапах онтогенеза, но особенно часто - в «критические» периоды развития. Большинство случаев отклонения поведения приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста является самым острым и самым длительным. Подростки остро переживают конфликты между своими желаниями и возможностями их удовлетворения.

Страницы: 1 2


Развитие слухоречевой памяти старших дошкольников с речевыми нарушениями. Организация формирующего этапа исследования
Целью формирующего эксперимента было развитие слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня. Формирующий этап исследования проводился в октябре месяце 2011 года. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие слуховой памяти. Все предложенные игры и упраж ...

Результаты исследования морального самосознания подростков во взаимосвязи с гендерной спецификой
В целом по группе мальчиков-подростков были выделены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 42,316% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор: «Демонстрация ненормативного (неодобряемого) поведение –выбор способов поведения, приводящих к принятию окружающими» объясняет 26,995% дисперсии и представлен ...

Психология творчества. Определение воображения
Воображение– форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловл ...