Методика изучения самооценки личности
Страница 1

В данном исследовании изучались три характеристики самооценки:

- уровень ее выраженности частных и общих самооценок;

- степень адекватности частных и общих самооценок;

- уровень дифференцированности общей самооценки.

Для изучения уровня самооценки была использована модифицирован­ный вариант методики Т.В. Дембо - Рубинштейн (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., 1998, С. 51-54). Текст методики представлен в Приложении 1.

Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается оце­нить выраженность у себя определенных качеств личности с помощью визу­альной шкалы. Данная методика была в некоторой степени модифицирована в соответствии с задачами исследования.

Во-первых, с целью повышения удобства и простоты исследования для испытуемых и экспериментаторов визуальный вариант шкалы был заменен на числовой. Вместо 10-ти сантиметровой линии использовалась 10-ти балльная шкала (от 0 до 9). Испытуемый должен был оценить степень развития каждого из предложенных качеств по этой шкале.

Во-вторых, список оцениваемых качеств был существенно расширен. Это было сделано для того, чтобы получить данные, наиболее полно характери­зующие личность спортсмена. Состав характеристик личности для изучения самооценки был определен с помощью процедуры экспертной оценки, в ре­зультате которой был определен список качеств, которые могут оказывать влияние на самооценку. Это было сделано для того, чтобы при сравнении само­оценок характеристик личности и результатов их реального изучения можно было определить степень адекватности самооценки.

Г.В. Лозовой (2003) были определены нормативные уровни выраженно­сти самооценки с помощью методики такого типа для спортсменов:

- низкая - 1 - 5,4 баллов;

- средний - 5,5 - 6,5 баллов;

- высокий - 6,6 - 9 баллов.

2. Адекватность самооценки определялась путем расчета разницы между уровнем частных и общих самооценок качеств личности и результатов их ре­ального изучения. Чем она меньше, тем адекватность больше.

Для этого осуществлялась специальная обработка данных. Результаты изучения свойств личности были переведены в стандартные баллы (стены). Значения каждого из стенов определялось по формуле: wi = hm / hs; где wi - зна­чение отдельного стена; hm - максимальное число единиц, получаемых по ме­тодике, значения которой переводится в стены; hs- максимальное число баллов, которое можно получить по стандартной методике (в данном случае - 9). Полу­ченные данные сопоставлялись с самооценками с помощью различных видов анализа (в соответствии с задачами исследования в каждом конкретном случае).

1) Определение степени адекватности по величине расхождения между самооценками свойств личности и их реальной выраженности (в стандартных баллах): от значений выраженности каждой из характеристик самооценок вы­читалось значение выраженности соответствующих свойств личности, прибав­лялось значение максимальной разницы со знаком минус и прибавлялась еди­ница (Ai = -d max + 1; где Ai - показатель адекватности каждой из самооценок, -d max — значение максимальной разницы со знаком минус всей совокупности). Полученные показатели в полной мере могут использоваться в вариационной статистике, но не в математической, поскольку они непараметрические.

2) Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента студентов с завы­шенным и заниженным уровнем самооценки относительно студентов с адек­ватной самооценкой. Общая самооценка считалась адекватной, если она «попа­дала» в диапазон X ± 0,5а (где X — это среднее арифметическое качеств лично­сти, переведенных в стены). Если самооценка оказывалась ниже этого значения, то она считалась заниженной, если выше — завышенной. Испытуемые распреде­лялись по трем группам: обладатели адекватной (п = 26), завышенной (п = 12) и заниженной самооценки (п = 10). Эти группы сравнивались между собой, если речь шла об изучении других показателей (например, особенностей адаптиро-ванности к деятельности). Данный вид анализа приемлем только для общего показателя самооценки.

3. Дифференцированность самооценки определялась посредством даль­нейшей обработки результатов изучения уровня самооценки личности.

Обработка, в зависимости от дальнейших математических действий при решении той или иной задачи, осуществлялась с помощью двух способов.

1) С помощью определения одного из показателей вариативности (дисперсии - а2, стандартного отклонения — S или коэффициента вариации - V), когда в качестве расчетной совокупности выступают не значения одного показателя самооценки у всех испытуемых экспериментальной или контрольной группы, а все показатели самооценки у каждого испытуемого в отдельности.

Страницы: 1 2


Опросник Филлипса: «Тест школьной тревожности».
Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь ...

Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации.
В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций. Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Так, инженер придумывая новую машину, сначала создаёт её в своём воображении и только зате ...

Методы исследования. Объект исследования
В проведенном исследовании мы надеялись установить взаимосвязь между характерологическими особенностями личности и ее профессиональными предпочтениями, а также ее профессиональным типом. Кроме того, выяснить влияние социального статуса и самооценки учащегося на престижность его профессионального выбора. Для выделения характерологически ...