Эксперимент в общей психологии состоит в том, что ученый (экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый), ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом психических процессах и явлениях.
Различают три основных вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.
Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий. Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованием, которое может быть и очень сложным – специально разработанные установки, аппаратура, подключенные к компьютеру, - и очень простым.
Иногда для проведения опыта достаточно бумаги, карандаша и секундомера. Важно, чтобы оборудование обеспечивало реализацию основных качеств эксперимента.
Естественный эксперимент предложенный русским психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917), предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. И лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности сложившиеся в ходе развития человека. Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств (способностей) свойств путем активного их формирования. Отличительные особенности формирующего эксперимента состоят в том, что способом исследования психических процессов и качеств становится обучение детей, направленное на то, чтобы эти психические процессы и качества сформировать или усовершенствовать. Формирующий эксперимент, который служит методом психологического исследования, нужно отличать от педагогического эксперимента, применяемого для проверки эффективности новых программ и методов обучения и воспитания детей.
Глоссарий
№ п/п
Новое понятие
Содержание понятия
1
2
3
1
Коэффициент корреляции Пирсона
Измеряет степень линейной зависимости между двумя интервальными переменными и предполагает, что две рассматриваемые переменные измерены, по крайней мере, в интервальной шкале. Она определяет степень, с которой значения двух перем ...
Взаимосвязи характеристик самооценки и свойств личности у спортсменов
Спортивная деятельность оказывает воздействие на развитие не только физических, но и психологических характеристик человека. При систематических занятиях спортом к юношескому возрасту это влияние настолько глубоко, что формирует качественные отличия в характеристиках личности и самооценки спортсменов. В данном параграфе представлено ...
Память
Память-форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в ос ...
Разделы