Материалы » Возрастная психология » Психология старости

Психология старости
Страница 8

Абсолютный императив смерти еще не удалось победить никому. Гении своей жизнью учили людей одному - жить при жизни. Этому учат нас и сейчас люди, живущие полной жизнью, сумевшие осуществить переход из царства иллюзий, фантомов в мир реальной творческой жизни. Они могут не быть признанными гениями, они великие люди в своей собственной жизни, так как ею ежедневно доказывают, что жизнь - это не ожидание смерти, а она сама.

Такой человек знает силу своей мысли, ее возможности в сознании с «Я хочу» (волей) могут открыть горизонты творчества жизни в любом возрасте, и старость здесь не помеха. Им интересно все: и новый сорт малины, который можно выслать по почте и попробовать вырастить в своем саду, и проект трансконтинентальной шоссейной дороги, о котором точно сообщается внуку, и безумное количество партий, претендующих на место в парламенте, воспринимается серьезно и ответственно (о каждой (!) собираются сведения, записываются в таблицу, осмысливаются в свете собственных пониманий перспективы страны, и т.д.).

Оценка собственной жизни, подведение ее итогов далеко не праздное занятие для старых людей - это их жизненная задача, решение которой будет скрашивать соответствующими чувствами дни и ночи. Печально услышать из уст старика слова о напрасно прожитой жизни, о ее бессмысленности трудности.

Смерть человека - трагическое событие для его близких. Перенести смерть близкого человека, пережить ее - самый мощный стрессовый фактор жизни. К нему нельзя подготовиться заранее, пережить его многим людям помогает только вера в жизнь после жизни. Как и всякое чувство, оно дается в полной мере не каждому человеку.

Умение перенести смерть близких людей поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они, другие люди, по всем правилам социальной жизни должны помочь человеку пережить горе потери. Открытость другим людям, организованная через соблюдение ритуалов и обрядов, делает горе человека делимым на всех - это снижает его остроту. Если же человек замыкается в своих горестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей.

В любом обществе существуют традиционные способы поддержания памяти о близких и способы проявления для окружающих своего горя. Это обеспечивает человеку чувство связи с другими людьми. Так, поминальный обряд у русских включал конкретное решение множества вопросов, в том числе, связанных с отношением к окружающим: Кто и когда готовил поминальную еду (родственники, соседи или специально приглашались стряпухи)? Получали ли они вознаграждение? Кто приходит на поминки (состав участников)? Кто и каким образом встречал приехавших с кладбища? и т.д.

При этом в разных районах страны ответ на эти вопросы имеет свои особенности в зависимости от религиозных убеждений той или иной группы людей. В старину в деревнях считалось, что умирать легче всего на полу, там стелили солому, а позже - полотно. Собравшиеся вокруг родственники молча соболезновали умирающему. Громко разговаривать было нельзя. Если человек сильно мучился, то старались помочь душе отлететь - открывали дверь, печную трубу, просто поднимали верхнюю стреху на крыше дома. Только когда наступала смерть, родственники начинали громко плакать и причитать. Это было не только проявление горя, но и обычай. Оплаканная душа, как считалось, легче прощается с домом и не будет беспокоить живых в думах, видениях, снах.

Чувствуя приближение смерти, человек составлял завещание, приводил в порядок свои дела, отдавал долги, распределял состояние. Повсеместно, среди всех слоев населения принято было перед смертью делать какие-нибудь добрые дела: раздавать милостыню, выделять деньги на богоугодные дела и тому подобное. Обязательно было прощание со всем семейством и благословение каждого образом.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Аналитическая психология К.Г. Юнга
К.Г. Юнг (1875—1961), швейцарский врач-психиатр, в начале своей деятельности также испытал влияние уже первых работ 3. Фрейда. В психической жизни пациентов К. Юнг обнаружил существенную роль духовных компонентов. И он стремился понять роль духовности в природе человека. Структуру психики К. Юнг рассматривает как взаимодействие сознани ...

Влияние самооценки на адаптированность к спорту
В данном параграфе представлены результаты изучения взаимосвязей характеристик самооценки (ее уровня, адекватности и степени дифференциро­ванности) с показателями адаптированности студентов к спортивной деятель­ности по объективному (успешность) и субъективному (удовлетворенность) критериям. Корреляционный анализ показал, что уровень с ...

Анализ результатов первичного обследования по шкале К.Роджерса и Р. Даймона
Цель: диагностика социально-психологической адаптированности подростков. Дата проведения: 7.05.2005г. Общий уровень социально-психологической адаптированности низкий. Учащиеся (01, 03, 04, 05, 06, 07, 08)-70% имеют низкий уровень, двое (09, 10)-20% средний и один (02)-10% завышенный. Только четверо учащихся (02, 04, 09, 10)-40% восприни ...