Материалы » Учение о личности в психологии » Проблема человека и личности в психологии

Проблема человека и личности в психологии
Страница 2

К личности П.Д. Успенский относит свойства, которые человек приобретает и которые выражают его отношение к другим людям и разным сторонам мира Они могут изменяться и даже утрачиваться, но играют огромнейшую роль в его жизни. По П.Д Успенскому, в структуре психики личность занимает второе место после сущности. Но личность необходима человеку, как и его сущность, и они должны развиваться равномерно, не подавляя друг друга, сохраняя иерархию психического склада человека.

Условия современной жизни, замечает П.Д. Успенский, благоприятствуют недоразвитию сущности человека. С другой стороны, сформировавшиеся личностные свойства, ожидания, притязания могут как способствовать, так и препятствовать ее развитию.

В отечественной психологии к проблеме сущности человека привлечено внимание С.Л. Рубинштейна в его последних работах. Главной характеристикой человека является его отношение к другому человеку: ≪ .Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину . Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии≫. Б.С. Братусь находит новые пути философско-психологического и конкретно-психологического осмысления человека, сближая эти подходы. Во-первых, автор обосновывает необходимость преодолеть подмену человека личностью, попытку выведения из нее самой оснований человеческой жизни, некий персоноцентризм, успешно насаждаемый в психологии.

Отечественные психологи, сделавшие столь много для разведения понятий ≪индивид≫, ≪личность≫, ≪индивидуальность≫ и др., прошли мимо принципиально важного вопроса о различении понятий ≪человек≫ и ≪личность≫. Человек рассматривается как безмасштабное родовое существо, трансцендирующее свои границы, не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии не может и не должен быть применен к нему в полной мере.

Другое дело — личность, с позиций психолога. Она может быть понята, полагает автор, как особый психологический инструмент саморазвития человека. В психологии принято подчеркивать, что запоминает или мыслит не память или мышление, а человек. Аналогичным образом и бытийствует не личность, а человек. Субъектом бытия является только человек. Следует отметить, что личность — далеко не единственный психологический инструмент человека. Сюда относятся и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологические образования. И каждое из них играет свою партию в становлении субъекта. Если подросток выпячивает характер, то юноша — уже личность с характером, а у зрелого человека личность на определенном этапе исчерпывает свои возможности, отходит, ≪снимается≫ как сослужившая и во всей полноте открывается то, чему она служит.

Личность, т. о., — сложный, уникальный внутренний ключ человека. В чем специфика личности как психологического инструмента? Сущностные духовные свойства человека при рождении даны в потенции. Ему надо развить их, ≪выделить≫ в себе. Ему нужен орган, который позволит направлять и координировать сложнейший процесс самостроительства в себе, в своей сущности. Этим органом и является личность. Речь идет о развитии человека. Личность, как орудие, или инструмент, оценивается в зависимости от того, как она служит своему назначению, т. е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности.

Страницы: 1 2 3