Анализ и обсуждение полученных результатов
Страница 2

Исходя из всего сказанного выше, можно наблюдать картину двойственности как родительской позиции (с одной стороны требовать, с другой – проявлять внимание) так и позиции подростка (с одной стороны отстраняться от семьи, с другой – стремиться к ней). Эти противоположные начала наличествуют не только в характеристиках родительских отношений, таким образом, но и характерны для межличностных отношений вообще. [6] Имея двойственную природу, человеческие отношения могут явиться оценкой, сравнением, познанием или воздействием для задействованных в них. При этом оба начала являются именно двумя сторонами одной медали, так сказать, а не проявлением разного рода отношений. Различные отношения выявляются в случае преобладания одной из сторон, ярко выраженного и неизменного в процессе длительности.

Родительская забота имеет сутью любовь к подростку, более того, и в противоположность тому, родитель должен желать отделения ребёнка от себя, от семьи. «…Мать должна не только вытерпеть отделение ребенка, но должна хотеть этого, способствовать этому». [10; 213] В этом прослеживается кризис родительских отношений, которые чаще всего приходятся на кризис среднего возраста, усугубляя остроту ситуации. Тем не менее, родителю важно сохранить открытые доверительные отношения с ребёнком, одновременно помогая ему отделиться, при этом уберечь его от опасностей, вовремя предупредив советом.

В известных нам психологических работах родительское отношение учитывается как нечто стабильное, в отсутствии динамики и зависимости от возраста ребёнка. Мы же наблюдаем, что при некоторой всё же динамики отношений, стиль воспитания действительно большей частью остаётся неизменным на всём протяжении взаимодействия детско-родительских отношений. Только в случае активного сопротивления подростка родитель может поменять свой стиль, иначе он просто не заметит его как такового (стиль, а порой и ребёнка). В таких семьях подростки растут с явно выраженной агрессией как формой проявления подросткового эгоцентризма.

В подростковом возрасте, как показало наше исследование и анализ изученных работ вышеперечисленных авторов, родители более склонны к конкретному воздействию и восприятию, восприятию оценочному и категоричному. Таким образом, большей частью неосознанно, родительское поведение, как и родительское отношение, с возрастом склонно меняться, как меняются и сами родители, и дети. Преобразуясь качественно, оно постепенно следует от преобладания личностного к доминированию предметного. И хотя личностное отношение не исчезает никогда, оно постепенно снижается. Так, подросткам хочется радовать своих родителей своими поступками в нормальном развитии семейных отношений или удивлять и шокировать, а в противоположность этому в части случаев оставаться незаметными при неправильных стилях воспитания. В любом случае подростку приходится, оставаясь личностью – или, точнее говоря, формируясь в личность, - учиться проявлять себя. Об этом говорят и высказывания детей в ассоциативном тесте: «Легче всего добиться внимания неожиданным поступком», «Настоящая проблема в том, что надо научиться самовыражаться», «Придёт такой день, когда мои родители будут гордиться мной».

Подростковый возраст, как уже говорилось, приходится в большинстве случаев на кризис среднего возраста родителей и, как правило, кризис семьи. Это усугубляет и без того зачастую непростые семейные отношения спонтанностью поведения, критичностью оценок, которые выражают не объективную реалию, а отношение к скоротечности и изменчивости жизни и недовольство собой увядающим в этом её течении. Зачастую неизжитый родительский эгоцентризм передаётся подросткам через особенно яркую позицию самовыпячивания и самолюбования как пример достойного поведения или самозащиты.

Рассматривая стиль воспитания в сочетании разных вариантов поведения и разных подходов в отношении ребёнка, можно построить определённую схему родительского поведения, которая бы отражала в определённой степени наиболее характерный стиль воспитания как одного, так и группы родителей исследуемых подростков.

Интерпретируя оценочные шкалы отношения подростка к родителям, наблюдаем следующую картину: мальчики подростки видят психологическое принятие в некотором критическом отношении матери к ним. Их (подростков) раздражает по большей части абсолютные материнские восторги и всегдашняя готовность поддержать и прийти на помощь. Испытывая необходимость материнской поддержки и одобрения, они склонны соглашаться с материнской позицией, отвергая при этом мнительность и подозрительность, попустительство и властность, подозрительность и слепое доверие. Отвергая крайности, они требуют тем самым внимания конкретно к своей персоне. Это так называемый «нормальный» показатель эгоцентризма. Тем не менее, при простом компетентном поведении, профессиональной состоятельности, дружеском общении подросток ещё не видит оснований для утверждения или наблюдения материнской любви, стремясь к вниманию сильного и независимого человека, в подростковом возрасте выражающегося как тяга к материнской сверхопёке. Девочкам же более свойственна тяга к привлечению внимания отца, его руководство при материнской поддержке и совете. В этом выражен их «нормальный» эгоцентризм подросткового возраста. Однако при повышенной директивности, склонности к руководству и контролю поведением, девочки скорее избегают отца, проявляя в недостаточной степени защитную функцию эгоцентризма.

Страницы: 1 2 3 4


Приложения
Характеристики обследованных старшеклассников Кэттел Таблица 1 № п/п A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 МД 1. 7 4 9 3 7 10 8 8 8 6 5 3 5 7 8 8 2 2. 9 2 8 6 10 6 11 3 6 8 10 12 3 ...

Аналитические основания структуры психики
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. По определению, психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Это определение основано на представлении о разу ...

Анализ результатов исследования притязания и характеристик самоактуализации подростков
Первой задачей исследования является определение уровня притязаний. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной ...