Введение

В нашей стране психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей до сравнительно недавнего времени занимались мало. В настоящее время проблема различий между детьми по способностям «вышла из тени» и стала вызывать большой интерес как у исследователей, так и практических работников системы образования.

Каких же детей называют одаренными? Понятие «одаренность» имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках, об уровне умственного развития, характеризующем каждого человека и т.д. Мы же будем пользоваться термином «одаренность» в наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых – общих (умственных) и специальных. В данном случае важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего. Их мы и называем одаренными. Часто в качестве синонима слова «одаренный» употребляют выражения «очень способный» или просто «способный».

Понимание одаренности как только интеллектуальной характеристики не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей ребенка. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Ребенок, наделенный развитыми способностями, - другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, со своими сверстниками. Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку (особенно младшего школьного возраста) как к личности необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар.

Дети с незаурядным интеллектом отличаются от многих своих сверстников не столько по степени, сколько по своеобразию своих возможностей. Обществу нужны люди с самыми разнообразными видами одаренности, и это разнообразие подготавливается и проявляется уже в младшем школьном возрасте.

Чтобы не упустить учеников с ранними признаками одаренности – помочь их многостороннему развитию и своевременному самоопределению, учителям и воспитателям важно опираться на положения современной психологии о детских способностях и одаренности, начиная с младшего школьного возраста. Следовательно, написание данной дипломной работы актуально для настоящего времени, т.к. в работе представлены сведения о психологических особенностях детей младшего школьного возраста, получены результаты экспериментального исследования проявлений эгоцентризма одаренных детей в этом возрасте, намечены возможные пути его преодоления.

Целью работы является рассмотрение таких понятий как «одаренность», «способности», «талант», «задатки»; изучение психологических особенностей детей младшего школьного возраста и влияния их на формирование способностей и одаренности у детей этого возраста, в частности эгоцентризма. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам психологических особенностей детей младшего школьного возраста, способностей и одаренности в целом и у детей этого возраста;

2. изучить литературный и фондовый материал по проблеме детского эгоцентризма;

3. подобрать методы и методики изучения проявлений детского эгоцентризма;

4. выявить зависимость между уровнем умственного развития и уровнем эгоцентризма у младших школьников

5. наметить пути преодоления эгоцентризма у одаренных детей.

Практическая значимость выполненной работы, по нашему мнению, заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе учителей начальных классов и школьных психологов, а также во внеклассной работе и специальных школах для одаренных детей.

Методы исследования. В данной дипломной работе использовались следующие методы исследования:

1. методы теоретического исследования – анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2. исторический метод – прослеживались этапы изучения феномена одаренности и эгоцентризма различными исследователями;

3. методы эмпирического исследования, к которым относятся: наблюдение, контент-анализ, опрос, шкалирование и тестирование.

4. методы математической обработки полученных данных .


Методика экспериментального изучения особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Организация исследования
Целью констатирующего этапа исследования является выявления особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Задачи констатирующего этапа: 1. выявление уровня самооценки у подростков с нарушением интеллекта. 2. изучение особенностей оценки личностных качеств подростками с нарушением интеллекта 3. выявление эмоциональной ...

Развитие адаптационных возможностей умственно-отсталых подростков в условиях школы-интерната 8-го вида. Характеристика программы, методов и методик исследования адаптационных возможностей умственно-
Целью исследования является изучение, коррекция и развитие адаптационных возможностей подростков в коррекционной школе - интернате 8-го вида. Объект исследования: адаптационные возможности умственно отсталых подростков школы-интерната 8-го вида. Предмет исследования: процесс коррекции и развития адаптационных возможностей умственно отст ...

Основные формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современ­ных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, нар­команию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою спе­цифику. Преступность. Социологические исследования преступ­ности и ее причин берут начало в работах русского статисти­ка К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо ...