Материалы » Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста » Методы изучения личностных особенностей младших школьников

Методы изучения личностных особенностей младших школьников
Страница 1

а) Методика « Несушествующее животное»

Положение «анфас», то есть голова нарисованного ребёнком несуществующего животного направлена на рисующего (на себя) трактуется как эгоцентризм.

б) ТЕСТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Цель: Диагностика эгоцентризма у подростков и младших школьников.

Инструкция. Тест содержит 40 неоконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Нужно сразу записать первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения, стараться работать быстро.

1. В какой стране…

2. Легче всего…

3. Несмотря на то, что…

4. Чем дольше…

5. По сравнению с …

6. Каждый…

7. Жаль, что…

8. В результате…

9. Если…

10. Несколько лет тому назад…

11. Самое важное то, что …

12. На самом деле …

13. Только…

14. Настоящая проблема в том, что…

15. Неправда, что…

16. Придет такой день, когда…

17. Самое большое…

18. Никогда…

19. В то, что …

20. Вряд ли возможно, что…

21. Главное в том, что…

22. Иногда…

23. Лет так через двенадцать…

24. В прошлом…

25. Дело в том. что…

26. В настоящее время…

27. Самое лучшее…

28. Принимаю во внимание…

29. Если бы не…

30. Всегда…

31. Возможность…

32. В случае…

33. Обычно…

34. Если бы даже…

35. До сих пор…

36. Условие для…

37. Более всего…

38. Насчет…

39. С недавнего времени…

40. Только с тех пор…

Анализ результатов. Цель обработки результатов – получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, если испытуемые полностью справились с заданием. Поэтому в процессе проведения тестирования школьников важно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены. Когда есть более 10 незаконченных предложений, тестовый бланк обработке и анализу не подлежит.

Индекс эгоцентризма определяют путем выявления информации о самом субъекте. Это информация выражается местоимением первого лица единственного числа, всеми притяжательными и собственными местоимениями, образованными от него, т.е. местоимениями «я», «мне», «мной», «моих», «мною» и т.п Информацию о субъекте несут также предложения, законченные не до конца, но содержащие указанные местоимения, и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они явно подразумеваются,, если имеется глагол первого лица единственного числа.

Индексом эгоцентризма служит количество обозначенных предложений.

Уровни эгоцентрической направленности подростков и младших школьников.

Низкий

Средний

Высокий

3 класс

Мальчики

девочки

0 – 9

0 – 8

10 – 25

9 - 24

26 – 40

25 - 40

4 класс

Мальчики

девочки

0 – 11

0 – 10

12 – 27

11 – 26

28 – 40

27 – 40

5 класс

Мальчики

девочки

0 – 13

0 – 14

14 - 28

15 – 26

29 – 40

27 – 40

6 класс

Мальчики

девочки

0 – 12

0 - 13

13 – 27

14 – 25

28 – 40

26 – 40

7 класс

Мальчики

девочки

0 – 8

0 - 9

9 – 22

10 – 23

23 – 40

24 – 40

8 класс

Мальчики

девочки

0 – 7

0 - 8

8 – 20

9 – 23

21 – 40

24 – 40

9 класс

Мальчики

девочки

0 – 7

0 - 7

8 – 20

8 - 21

21 – 40

21 - 40

Примечание. Эгоцентрическая направленность проявляется в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью испытывает затруднения в изменении собственной позиции по отношению к некоторому познавательному объекту, в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения. Вероятно, формирование и закрепление эгоцентрической направленности личности происходит в подростковом возрасте.

Страницы: 1 2


Эмпирическое изучение морального самосознания в подростковом возрасте. Организация эмпирического исследования
Исследование морального самосознания подростков проводилось в вечерней сменной общеобразовательной школе (ВСОШ) №193 и в средней общеобразовательной школе №115. Оба названных учебных заведения расположены в г. Екатеринбурге. Исследование проводилось с 1.03.05 по 28.03.05. Выборка представлена 51 человеком (от 14 до 16 лет; средний возр ...

Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна
Проблема психологии искусства, представляясь одной из самых привлекательных, вместе с тем является мало разработанной областью психологии, насчитывающей небольшое число серьезных глубоких исследований (Выготский, 1986; Дорфман, 1997; Тарасов, 1979). На наш взгляд, причины этого кроются не в особенностях ее собственно методологической по ...

10 способов сохранить любовь в браке
Любовь — это непредсказуемо. То нечаянно нагрянет, то уйдет по-английски, забыв проститься. Особенно неприятно, когда любовь, будучи задокументированной и проштампованной, собирается смыться в неизвестном направлении, оставив людей женатыми и несчастными. Только для женщин 1. Не опускайтесь ниже плинтуса. Когда в очередной раз вам пок ...