Материалы » Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста » Методы изучения личностных особенностей младших школьников

Методы изучения личностных особенностей младших школьников
Страница 1

а) Методика « Несушествующее животное»

Положение «анфас», то есть голова нарисованного ребёнком несуществующего животного направлена на рисующего (на себя) трактуется как эгоцентризм.

б) ТЕСТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Цель: Диагностика эгоцентризма у подростков и младших школьников.

Инструкция. Тест содержит 40 неоконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Нужно сразу записать первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения, стараться работать быстро.

1. В какой стране…

2. Легче всего…

3. Несмотря на то, что…

4. Чем дольше…

5. По сравнению с …

6. Каждый…

7. Жаль, что…

8. В результате…

9. Если…

10. Несколько лет тому назад…

11. Самое важное то, что …

12. На самом деле …

13. Только…

14. Настоящая проблема в том, что…

15. Неправда, что…

16. Придет такой день, когда…

17. Самое большое…

18. Никогда…

19. В то, что …

20. Вряд ли возможно, что…

21. Главное в том, что…

22. Иногда…

23. Лет так через двенадцать…

24. В прошлом…

25. Дело в том. что…

26. В настоящее время…

27. Самое лучшее…

28. Принимаю во внимание…

29. Если бы не…

30. Всегда…

31. Возможность…

32. В случае…

33. Обычно…

34. Если бы даже…

35. До сих пор…

36. Условие для…

37. Более всего…

38. Насчет…

39. С недавнего времени…

40. Только с тех пор…

Анализ результатов. Цель обработки результатов – получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, если испытуемые полностью справились с заданием. Поэтому в процессе проведения тестирования школьников важно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены. Когда есть более 10 незаконченных предложений, тестовый бланк обработке и анализу не подлежит.

Индекс эгоцентризма определяют путем выявления информации о самом субъекте. Это информация выражается местоимением первого лица единственного числа, всеми притяжательными и собственными местоимениями, образованными от него, т.е. местоимениями «я», «мне», «мной», «моих», «мною» и т.п Информацию о субъекте несут также предложения, законченные не до конца, но содержащие указанные местоимения, и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они явно подразумеваются,, если имеется глагол первого лица единственного числа.

Индексом эгоцентризма служит количество обозначенных предложений.

Уровни эгоцентрической направленности подростков и младших школьников.

Низкий

Средний

Высокий

3 класс

Мальчики

девочки

0 – 9

0 – 8

10 – 25

9 - 24

26 – 40

25 - 40

4 класс

Мальчики

девочки

0 – 11

0 – 10

12 – 27

11 – 26

28 – 40

27 – 40

5 класс

Мальчики

девочки

0 – 13

0 – 14

14 - 28

15 – 26

29 – 40

27 – 40

6 класс

Мальчики

девочки

0 – 12

0 - 13

13 – 27

14 – 25

28 – 40

26 – 40

7 класс

Мальчики

девочки

0 – 8

0 - 9

9 – 22

10 – 23

23 – 40

24 – 40

8 класс

Мальчики

девочки

0 – 7

0 - 8

8 – 20

9 – 23

21 – 40

24 – 40

9 класс

Мальчики

девочки

0 – 7

0 - 7

8 – 20

8 - 21

21 – 40

21 - 40

Примечание. Эгоцентрическая направленность проявляется в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью испытывает затруднения в изменении собственной позиции по отношению к некоторому познавательному объекту, в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения. Вероятно, формирование и закрепление эгоцентрической направленности личности происходит в подростковом возрасте.

Страницы: 1 2


Человек как компонент природы, человек как микрокосм, человек как мера всех вещей и причина всех следствий
Как компонент природы - мы являемся частью природной ниши. Как микрокосмос-это психика, часть человека, которая является принципиально не познаваемой. Мира всех вещей - время в космосе не существует, для животных время не существует, время придумал человек, так же и понятия зла и добра. Человек как продукт биологической эволюции и ее ...

Рекомендации
Итак, проведенное нами исследование подтвердило особую роль нравственно-психологических основ в супружеских отношениях. Таким образом, нашу гипотезу можно считать доказанной. Для коррекции выявленных в нашем исследовании зон семейных конфликтов, можно рекомендовать семейным парам участие в занятиях по специальной программе (см. приложе ...

Индивидуальность, как вершина развития личности
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельност ...