а) Методика « Несушествующее животное»
Положение «анфас», то есть голова нарисованного ребёнком несуществующего животного направлена на рисующего (на себя) трактуется как эгоцентризм.
б) ТЕСТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
Цель: Диагностика эгоцентризма у подростков и младших школьников.
Инструкция. Тест содержит 40 неоконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Нужно сразу записать первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения, стараться работать быстро.
1. В какой стране…
2. Легче всего…
3. Несмотря на то, что…
4. Чем дольше…
5. По сравнению с …
6. Каждый…
7. Жаль, что…
8. В результате…
9. Если…
10. Несколько лет тому назад…
11. Самое важное то, что …
12. На самом деле …
13. Только…
14. Настоящая проблема в том, что…
15. Неправда, что…
16. Придет такой день, когда…
17. Самое большое…
18. Никогда…
19. В то, что …
20. Вряд ли возможно, что…
21. Главное в том, что…
22. Иногда…
23. Лет так через двенадцать…
24. В прошлом…
25. Дело в том. что…
26. В настоящее время…
27. Самое лучшее…
28. Принимаю во внимание…
29. Если бы не…
30. Всегда…
31. Возможность…
32. В случае…
33. Обычно…
34. Если бы даже…
35. До сих пор…
36. Условие для…
37. Более всего…
38. Насчет…
39. С недавнего времени…
40. Только с тех пор…
Анализ результатов. Цель обработки результатов – получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, если испытуемые полностью справились с заданием. Поэтому в процессе проведения тестирования школьников важно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены. Когда есть более 10 незаконченных предложений, тестовый бланк обработке и анализу не подлежит.
Индекс эгоцентризма определяют путем выявления информации о самом субъекте. Это информация выражается местоимением первого лица единственного числа, всеми притяжательными и собственными местоимениями, образованными от него, т.е. местоимениями «я», «мне», «мной», «моих», «мною» и т.п Информацию о субъекте несут также предложения, законченные не до конца, но содержащие указанные местоимения, и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они явно подразумеваются,, если имеется глагол первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество обозначенных предложений.
Уровни эгоцентрической направленности подростков и младших школьников.
Низкий |
Средний |
Высокий | ||
3 класс |
Мальчики девочки |
0 – 9 0 – 8 |
10 – 25 9 - 24 |
26 – 40 25 - 40 |
4 класс |
Мальчики девочки |
0 – 11 0 – 10 |
12 – 27 11 – 26 |
28 – 40 27 – 40 |
5 класс |
Мальчики девочки |
0 – 13 0 – 14 |
14 - 28 15 – 26 |
29 – 40 27 – 40 |
6 класс |
Мальчики девочки |
0 – 12 0 - 13 |
13 – 27 14 – 25 |
28 – 40 26 – 40 |
7 класс |
Мальчики девочки |
0 – 8 0 - 9 |
9 – 22 10 – 23 |
23 – 40 24 – 40 |
8 класс |
Мальчики девочки |
0 – 7 0 - 8 |
8 – 20 9 – 23 |
21 – 40 24 – 40 |
9 класс |
Мальчики девочки |
0 – 7 0 - 7 |
8 – 20 8 - 21 |
21 – 40 21 - 40 |
Примечание. Эгоцентрическая направленность проявляется в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью испытывает затруднения в изменении собственной позиции по отношению к некоторому познавательному объекту, в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения. Вероятно, формирование и закрепление эгоцентрической направленности личности происходит в подростковом возрасте.
Межличностный конфликт на внутриличностной основе
("с больной головы на здоровую") (модель № 1)
В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величины, а также при нежелании и (или) неумении найти другой способ ее разрешения изливается на партнера ...
Личность
Личность - конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Под определением личности подразумевается несколько понятий. Так, ...
Анализ результатов контрольного исследования уровня школьной мотивации по
методике Н.Г. Лускановой
Цель: исследование школьной мотивации у подростков после коррекционно–развивающей программы. Дата проведения: 5.07.2005.
Общий уровень школьной мотивации в группе средний. Четверо подростков (02, 04, 05,09)-40% имеют уровень школьной мотивации выше среднего. Эти учащиеся отличаются наличием познавательных мотивов, стремятся успешно вып ...
Разделы