В ходе тестирования следует придерживаться условий: а) категорически запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать свое отношение к его суждениям; б) экспериментатор не должен разглашать истинной цели исследования.
в) Методика « Самооценка»
Цель: Выявление умения ребенка содержательно оценивать собственные качества личности (выходная диагностика). Психолог предлагает учащимся в письменной форме оценивать свои собственные достоинства и недостатки (написать положительные и отрицательные качества личности)
Обработка:
Самооценка определяется по следующим критериям: Завышенная - указаны только достоинства превалируют в два раза над недостатками. Заниженная - указаны только недостатки превалируют в два раза над достоинствами. Адекватная – равное количество достоинств и недостатков (плюс два положительных качества).
г) Методики, направленные на изучение ценностных ориентаций ребенка
«Цветик-семицветик» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина).
Цель: изучение ориентации детей 7 лет на потребности личные или общественно значимые (входная диагностика).
Диагностика проводиться в форме игры «Цветик-семицветик». Для игры понадобиться «цветок» с вынимающимися лепестками, фишки красного и желтого цвета. Дети играют группами по семь человек. Психолог предлагает детям, сорвав лепесток, задумать одно заветное желание. Дети кружиться лепестками и произносят хором:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Затем ребенок говорит свое заветное желание на ушко психологу. Если загаданное желание связанно с удовлетворением его личных потребностей, то ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не рекомендуется говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых.
Обсуждение результатов. Диагностические характеристики
выборки
Данные о группе, полученные в результате исследования самооценки, можно представить таблицей.
Уровень притязаний
Уровень самооценки
Степень расхождения
Очень
Высок.
Высок.
Средн.
Низкий
Очень высок.
Высок.
Средн.
Низкий
Высок.
Средн.
Низкая
9 «А»
7
28 %
10
40 %
8
32 %
- ...
Развитие самооценки
в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки - один из важнейших факторов развития личности ребенка[39].
Устойчивая самооценка формир ...
Эмпирическое исследование взаимосвязи
самоактуализации и уровня притязания. Программа эмпирического исследования
Теоретический анализ самоактуализации и уровня притязания позволил разработать и реализовать программу эмпирического исследования целью,которой является изучение взаимосвязь самоактуализации и уровня притязания личности
Объект исследования: самоактуализация личности
Предмет исследования: характеристики самоактуализации личности у подр ...
Разделы