Конфликтный многоугольник (модель № 7)

Большинство моделей в конфликтологии описывает двусторонний конфликт. При этом существуют две точки зрения. Первая утверждает, что конфликту свойственна поляризация сил, и любой, даже первоначально многосторонний конфликт, в конечном счете превращается в двусторонний. Вторая точка зрения допускает самостоятельное существование многостороннего конфликта, что и отражено в данной модели. Модель описывает конфликт, в котором три и более самостоятельно действующие и противоборствующие друг с другом стороны. Эта модель наиболее известна в сфере дипломатических и международных отношений, но вполне приемлема для описания и психологических конфликтов. При этом в качестве самостоятельно действующих сторон могут выступать как отдельные лица, так и группы. Развитие конфликта связано с необходимостью отстаивать свои интересы в условиях сильной взаимозависимости сторон.

Основные варианты:

Конфликтный треугольник "жертва - преследователь - спаситель".

Наиболее часто встречается в семейных конфликтах (мать - ребенок - отец). Имеет игровую природу (в смысле Э. Берна). Характерна смена ролей по ходу конфликта.

Треугольник страстей. Классический вариант: муж - жена - любовник

(любовница). От объективного конфликта при соперничестве за третье лицо (модель 3) отличается участием последнего в конфликте в качестве самостоятельной стороны. Вне сферы отношений полов встречается редко.

Внутригрупповой временно многоугольный конфликт (пред - или

постдвусторонний конфликт - климатические возмущения, разброд и шатания в коллективе перед объединением сотрудников в два конфликтующих лагеря или после раскола таковых.

Устойчивый многосторонний конфликт. Это, как правило, конфликт интересов.

Обычно наблюдается в больших коллективах с разнородным составом. Протекает по преимуществу в латентных, скрытых формах. Характерен также для организационных конфликтов, когда конфликтующие стороны представляют разные уровни и структуры управления.

При диагностике данного конфликта полезно более широкое использование аппарата ролевых и игровых подходов, а при его урегулировании и разрешении наиболее действенны методики, учитывающие содержательную природу конфликта (семейный, конфликт в коллективе, организационный).


Память и ее значение
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспри ...

Цель исследования
Педагог – прежде всего личность, способная не только передавать определенную сумму знаний и умений, но и управлять процессом обучения и воспитания. Эффективность педагогической деятельности и качество обучения зависят как от профессиональной подготовки преподавателя, так и от его личного благополучия и сохранности психического здоровья. ...

Клинические признаки СДВГ
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо вс ...