Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Социализация в дошкольном учреждении

Социализация в дошкольном учреждении
Страница 1

На микросоциальном уровне (на уровне социальных влияний семьи, группы сверстников, общения в воспитательных учреждениях и школе) в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажи педагогического процесса — воспитатель и воспитанник.

Воспитатель — сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель педагогической цели и организатор воспитывающей деятельности в процессе социализации предстает как бы в двух «плоскостях». Во-первых, он воспринимается ребенком как часть, как представитель определенной среды, конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые, воспитатели, как правило, не контролируют; они «работают» на уровне параллельного педагогического действия и нередко вступают в противоречие с их же целенаправленными актами.

Во-вторых, воспитатель может действовать, и открыто, целенаправленно через социализирующие каналы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть непосредственные, личностные отношения с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем ребенок воспринимает мягче и естественнее «социальную субъектность» воспитателя. Но при этом сам воспитатель не перестает быть объектом социализации в своем взрослом взаимодействии с социумом.

Главная характеристика воспитанника в процессе социализации — носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни.

В нашем научном обиходе в качестве метафоры встречается определение человека как существа «генетически социального». Такие штампы нередко уводят от предметного смысла характеристики, а суть ее в том, что ребенок с первых же минут рождения включается в сложный мир человеческих социальных связей. Сущностью его жизни становятся не сами по себе воздействия окружающей среды (природной, культурной, социальной), а первые опыты сотрудничества со взрослыми, осознание изменений, которые происходят как с предметом его деятельности, так и с ним самим. Бесспорно, ребенок представляется взрослым традиционно как объект социализации, на которого направлены все заботы, чтобы он занял достойное место в обществе. Но ребенок в той или иной степени (насколько он в этом плане воспитан) всегда проявляет позицию субъекта своей жизнедеятельности.

Цель как компонент процесса социализации существует не сама по себе, а как бы включается во все средства социализации: декларируется в образовательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели социализации помогает выйти на личностный план социализации, на избирательные действия личности в системе «цель — мотив», которые и составляют предмет воспитания и самовоспитания.

Позиция педагогов и психологов Г.М. Андреевой, Е.П. Белинской, Б.П. Битинас, Л. Колберг, И.С. Кон, которые в качестве основания содержания социализации выделяют социальные идеи, символы, ценности и установки, социальные навыки и модели поведения. Эти составляющие содержания обобщенного социального опыта в процессе социализации преобразуются во внутренние требования личности, т.е. интернализируются.

У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни). Интернализируясь, социальные идеи и образы не просто усваиваются им на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности.

Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации. В самом общем смысле это — элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях.

Страницы: 1 2 3


Основы психологических знаний о личности. Вербальные и невербальные средства общения.
План: 1. Характеристика вербального общения. 2. Характеристика невербального общения. 1. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, чело ...

Психологические эффекты массовой коммуникации
В мире до сих пор борются две тенденции. Представители одной, теперь уходящей, никак не желают признавать наличия каких-либо особых «эффектов» [1, С.14]. Как из специальных исследований, так и из практики известен целый ряд интересных и важных эффектов массовой коммуникации. Рассмотрим достаточно яркие примеры: крайне позитивного и, на ...

Виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных ви­дов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенно­стей деятельности по запоминанию и воспроизведению. ...