Чем старше воспитанники, чем больше и разнообразнее их собственный социальный опыт и арсенал положительных привычек, тем менее значима прямая форма упражнений. Кроме того, пробуждающееся самосознание ребенка уже в младшем школьном возрасте, его возникающее стремление ориентироваться на референтную группу (одноклассников, приятелей) вызывает протест против прямого приучения. Такое педагогическое действие воспитателя он воспринимает как «дрессировку». https://portofinotermy.ru где расположены ближайшие термальные источники.
Не меньшую значимость для реализации механизма адаптации имеют и косвенные по форме упражнения. Природа такого приучения скрыта от ребенка, он учится, играет, общается с товарищами, но не осознает в конкретных ситуациях, что его приучают к чему-либо. Адаптационный механизм здесь «включается» с помощью специально созданной материально-вещной среды, постоянной обстановки, в которой ребенок учится или играет, устойчивых отношений в общении детей и взрослых. Вот почему приветливая и доброжелательная учительница обязательно упражняет детей в вежливости, а всегда чистая и светлая комната для занятий, где стыдно даже тайком бросить на пол фантик, приучает к аккуратности.
Большое значение в осуществлении механизма социальной идентификации имеет и пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам: одноклассникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на свои собственные, трудности узнаваемы. Но прямое навязывание ребенку примера его ровесника недопустимо: публичное сравнение себя с примерным ровесником очень болезненно для ребенка. Страх быть хуже других может надолго парализовать его активность и даже вырасти в комплекс неполноценности.
Профессиональному воспитателю, работающему с группой детей-сверстников и понимающему сложности ребенка в поисках идентичности, следует помнить, что для успешного взросления каждому ребенку нужно пережить ситуацию, где бы он стал примером для других. Не может в учебе, значит, может в труде или спорте, в пении или танцах, в улыбчивости или щедрости. Чем разнообразнее деятельность детей, которую организует воспитатель, тем больше у каждого из них возможностей, хоть в чем-то стать примером для товарищей.
Механизм социальной ориентации связан с осознанием личностью своих потребностей и условий их удовлетворения. Формула «мне нужно» является базовой для осознания потребности, но затем человек должен определиться: как удовлетворить потребность в данных социальных условиях, в конкретном окружении, в соответствии со своим социальным статусом. Освоение механизма социальной ориентации начинается уже в раннем детстве и связано с использованием известного метода воспитания — педагогического требования. Этот метод применяется достаточно широко, так как призван ввести ребенка в деятельность, включить в общение и «очертить» социально приемлемые границы поведения.
Принято условно различать индивидуальное педагогическое требование (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллективное (идущее от коллектива, от сообщества). Индивидуальное педагогическое требование по форме очень разнообразно: это и прямые указания, распоряжения, команды, запрещения, предостережения, угрозы, и просьбы, и облеченные юмором советы, намеки, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание к действию.
Все рассмотренные компоненты процесса социализации связаны как составляющие единой педагогической системы (см. приложение Ж ).
Рекомендации
Учитывая зависимость темперамента от типа нервной системы рекомендуем проводить исследования темпераментного профиля в совокупности с темпинг-тестом, позволяющим определить тип нервной системы. Результаты не должны противоречить друг другу.
Так же можно предлагать испытуемым прохождение тестов по методу интегральной диагностики. Данная ...
Проблема застенчивости глазами исследователей
В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем:
1) в желании спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в ст ...
Профессионально–ценностные установки студентов
Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эруди ...
Разделы