Память » Классификация памяти по характеру целей деятельности

Классификация памяти по характеру целей деятельности

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присут­ствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный матери­ал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. На­пример, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная инфор­мация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в цен­тре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Эффектив­ность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго чело­век хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

6) логический пересказ, который включает логическое ос­мысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пе­ресказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установ­лении в запоминаемом материале смысловых связей.

в) образные приемы запоминания (перевод информа­ции в образы, графики, схемы, картинки) — работа­ет образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональ­ная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации ни формации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память — это прежде всего накопление, закрепле­ние, сохранение и последующее воспроизведение человеком сво­его опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память — это спо­соб существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память — необ­ходимое условие единства человеческой психики, нашей психо­логической идентичности.


Роль самопознания в коррекции характеристик самооценки спортсменов
Для выявления влияния процесса самопознания на характеристики са­мооценки личности спортсмены были разделены на две выборки. Одна из них (экспериментальная группа) приняла участие в работе по самопознанию соб­ственной личности под руководством экспериментатора, а другая (контроль­ная группа) — нет. Изучение характеристик самооценки в об ...

Игротерапия как средство психотерапевтического воздействия. Понятие, сущность игротерапии.
Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых эти понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом ...

Внимание: понятие и формы проявления. Понятие категории Внимания
Внимание - направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психи ...