Материалы » Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей » Результаты исследования иерархии ценностей старшеклассников.

Результаты исследования иерархии ценностей старшеклассников.
Страница 1

На втором этапе экспериментального исследования мы проанализировали и сравнили иерархию ценностей старшеклассников двух групп. Результаты обследования старшеклассников из полных и неполных семьей. по методике М. Рокича представлены в Таблицах 1.1., 1.2

Из таблиц №№ 1.1., 1.2. следует: для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество», и из средств достижения целей: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «рационализм», «широта взглядов», «эффективность в делах». Достаточно высокий ранг занимают «познание» и «развитие». Таким образом, они ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации («развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество»). Они более требовательны и к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе. Старшеклассники из неполных семей стремятся к переживанию прекрасного в природе и в искусстве, к творческой деятельности и мечтают о счастье других: о благосостоянии, развитии и совершенствовании других людей, всего народа, человечества в целом. Также они нацелены на развлечения. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства в семье и другие.

Наименее выраженными у старшеклассников из неполных семей являются такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «честность», «воспитанность». Можно предположить, что трудности, возникающие в социальном взаимодействии подростков связаны, с недостатком правдивости, искренности, «хороших манер», известно что данные качества прививаются в семье.

Представлены показатели по двум выборкам свидетельствуют о незначительных различиях в выборе приоритетных ценностей между юношами из двух групп. У старшеклассников из полных семей к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность «жизненная мудрость» и из целей средств – «рационализм», которая снижается по рангу. Это говорит о том, что помимо направленности на чувство прекрасного, творчество, развлечение и социальную успешность, их характеризует выбор ценности, имеющей общечеловеческую значимость, дающую личное счастье, зрелость суждений, здравый смысл, достигаемый жизненным опытом. Их поступками движет жизненная мудрость, а не рациональное, логическое мышление.

В группу наименее выраженных ценностей добавляются «интересная работа», «любовь», «аккуратность», «жизнерадостность», «образованность». Низкий ранг ценности «интересная работа» указывает на несформированность профессиональной направленности учащихся. Заметно противоречие: старшеклассники хотят добиться «продуктивной жизни, но не понимают, как важна для этого образованность. При проведении исследования юноши и девушки задавали вопросы: «Что такое любовь?», «Что значит духовная близость?», затруднялись с определением того, насколько выражена у них та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей.

В Таблицах 6.5., 6.6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 приведены сводные данные выбора ценностей старшеклассниками из полных и неполных семей

Общие показатели по обеим выборкам представлены в Таблицах 1.1., 1.2., Диаграмме 2.1.

Таблица 1.1. Сводная таблица общих показателей в полных и неполных семьях.

Терминальные ценности

   

1 Актив ная дея­тельная

2,Жизне иная муд-

3, Здо­ровье

4. Инте­ресная работа

5. Кра­сота приро-

6. Лю­бовь

7. Мате­риально обеспе-

8. Нали­чие хорош, и

9,Обиюс твенное призна-

10. По-знание

П.Прод уктивная жизнь

12, Раз­витие

13, Раз­влечение

14, Сво­бода

15. Сча­стливая семей-

16. Сча­стье других

17. Творче­ство

18, Уве­ренность в себе

   

жизнь

рость

   

ды, ис­кусства

 

ченная жизнь

верных друзей

ние

         

ная жизнь

     

Все

60,00

8,90

9,60

5,03

8,07

13,63

5,97

9,08

6,07

9,93

10,85

11,47

10,20

12,97

7,25

7,52

13.35

12,87

7,60

Полные семьи

30

9,10

11,63

5,10

6,83

13,00

5,47

8,93

6,83

9,93

10,83

10,87

10,03

12,70

8,80

7,23

13.30

12,13

7,90

Неполные семьи

30

8,70

7,57

4,97

9,30

14,27

6,47

9,23

5.30

9,93

10,87

12,07

10,37

13,23

5,70

7,80

13.40

13,60

7,30

Страницы: 1 2 3 4 5


Социализация в дошкольном учреждении
На микросоциальном уровне (на уровне социальных влияний семьи, группы сверстников, общения в воспитательных учреждениях и школе) в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажи педагогического процесса — воспитатель и воспитанник. Воспитатель — сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель ...

Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство как социокультурный феномен
Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие сост ...

Развитие игр у детей дошкольного возраста.
Игра как важная деятельность ребенка должна выполнять общевоспита­тельные и социальные функции. Игра это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в обще­нии. Игра - подлинная социальная практика ...