На втором этапе экспериментального исследования мы проанализировали и сравнили иерархию ценностей старшеклассников двух групп. Результаты обследования старшеклассников из полных и неполных семьей. по методике М. Рокича представлены в Таблицах 1.1., 1.2
Из таблиц №№ 1.1., 1.2. следует: для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество», и из средств достижения целей: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «рационализм», «широта взглядов», «эффективность в делах». Достаточно высокий ранг занимают «познание» и «развитие». Таким образом, они ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации («развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество»). Они более требовательны и к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе. Старшеклассники из неполных семей стремятся к переживанию прекрасного в природе и в искусстве, к творческой деятельности и мечтают о счастье других: о благосостоянии, развитии и совершенствовании других людей, всего народа, человечества в целом. Также они нацелены на развлечения. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства в семье и другие.
Наименее выраженными у старшеклассников из неполных семей являются такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «честность», «воспитанность». Можно предположить, что трудности, возникающие в социальном взаимодействии подростков связаны, с недостатком правдивости, искренности, «хороших манер», известно что данные качества прививаются в семье.
Представлены показатели по двум выборкам свидетельствуют о незначительных различиях в выборе приоритетных ценностей между юношами из двух групп. У старшеклассников из полных семей к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность «жизненная мудрость» и из целей средств – «рационализм», которая снижается по рангу. Это говорит о том, что помимо направленности на чувство прекрасного, творчество, развлечение и социальную успешность, их характеризует выбор ценности, имеющей общечеловеческую значимость, дающую личное счастье, зрелость суждений, здравый смысл, достигаемый жизненным опытом. Их поступками движет жизненная мудрость, а не рациональное, логическое мышление.
В группу наименее выраженных ценностей добавляются «интересная работа», «любовь», «аккуратность», «жизнерадостность», «образованность». Низкий ранг ценности «интересная работа» указывает на несформированность профессиональной направленности учащихся. Заметно противоречие: старшеклассники хотят добиться «продуктивной жизни, но не понимают, как важна для этого образованность. При проведении исследования юноши и девушки задавали вопросы: «Что такое любовь?», «Что значит духовная близость?», затруднялись с определением того, насколько выражена у них та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей.
В Таблицах 6.5., 6.6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 приведены сводные данные выбора ценностей старшеклассниками из полных и неполных семей
Общие показатели по обеим выборкам представлены в Таблицах 1.1., 1.2., Диаграмме 2.1.
Таблица 1.1. Сводная таблица общих показателей в полных и неполных семьях.
Терминальные ценности
1 Актив ная деятельная |
2,Жизне иная муд- |
3, Здоровье |
4. Интересная работа |
5. Красота приро- |
6. Любовь |
7. Материально обеспе- |
8. Наличие хорош, и |
9,Обиюс твенное призна- |
10. По-знание |
П.Прод уктивная жизнь |
12, Развитие |
13, Развлечение |
14, Свобода |
15. Счастливая семей- |
16. Счастье других |
17. Творчество |
18, Уверенность в себе | ||
жизнь |
рость |
ды, искусства |
ченная жизнь |
верных друзей |
ние |
ная жизнь | |||||||||||||
Все |
60,00 |
8,90 |
9,60 |
5,03 |
8,07 |
13,63 |
5,97 |
9,08 |
6,07 |
9,93 |
10,85 |
11,47 |
10,20 |
12,97 |
7,25 |
7,52 |
13.35 |
12,87 |
7,60 |
Полные семьи |
30 |
9,10 |
11,63 |
5,10 |
6,83 |
13,00 |
5,47 |
8,93 |
6,83 |
9,93 |
10,83 |
10,87 |
10,03 |
12,70 |
8,80 |
7,23 |
13.30 |
12,13 |
7,90 |
Неполные семьи |
30 |
8,70 |
7,57 |
4,97 |
9,30 |
14,27 |
6,47 |
9,23 |
5.30 |
9,93 |
10,87 |
12,07 |
10,37 |
13,23 |
5,70 |
7,80 |
13.40 |
13,60 |
7,30 |
Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие
«В» Образная (ассоциативная) память – формируется в результате взаимодействия отрицательных и положительных эмоций, где полученный опыт приобретает свой схематизм исполнения. Благодаря способности эмоций связывать между собой различные значения в ассоциативные цепочки, сознание приобрело способность создавать виртуальные представления и ...
Концепция черт личности
Не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга.
Олпорт ...
Религиозная аддикция
зависимость от религиозной организации – официальной конфессии или секты (наиболее опасна). вера в высшие силы является неадекватным способом решения внутренних проблем, уводит от реальности, является следствием желания обрести уверенность в себе через обретение «покровителя», отказа от ответственности за происходящее; отчуждение от бли ...
Разделы