Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследовании группы старшеклассников.
У старшеклассников в полных семьях ценности «жизненная мудрость», «свобода», «независимость», «терпимость» занимают высокие ранги в сравнении с показателями старшеклассников из неполных семей, у последних наиболее значимой является «интересная работа». В полных семьях старшеклассники стремятся к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, действовать решительно; ценят терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждении; ориентируются на зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом. Это говорит о более «гибком» и терпимом отношении к окружающим, хотя они, как и многие юноши, желают вырваться из-под опеки взрослых, и быстрее стать взрослыми, самостоятельными. А у старшеклассников из неполных семей явное стремление быть социально успешными.
Эти показатели подтверждаются данными, полученными в результате статистической обработки данных по t- критерию Стьюдента, который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами старшеклассников из полных и неполных семей. (Таблица 3.1.) Выявлена положительная корреляционная связь ценностей «жизненная мудрость», «свобода», «независимость и «терпимость». Они являются более значимыми для старшеклассников из полных семей. Для учащихся из неполных семей перечисленные ценности падают по рангу, а ранг «интересная работа» увеличивается.
Данные, получены с использованием исследования по t-критерию Стьюдента (Таблицы 3.1.) перекликаются с данными, полученными с использованием коэффициента корреляции Спирмена (Таблица 3.2.): выявлены одинаковые различия по обеим выборкам.
Таблица 3.2. Показатели различий между полными и неполными семьями. Расчет по Спирмену.
|
семья | ||
|
Терминальные ценности |
1.Активная деятельная жизнь | |
|
2.Жизненная мудрость |
,459(**) | |
|
3. Здоровье | ||
|
4. Интересная работа |
-,273(*) | |
|
5. Красота природы, искусства | ||
|
6. Любовь | ||
|
7. Материально обеспеченная жизнь | ||
|
8. Наличие хорош. и верных друзей | ||
|
9.Общественное признание | ||
|
10. Познание | ||
|
11.Продуктивная жизнь | ||
|
12. Развитие | ||
|
13. Развлечение | ||
|
14. Свобода |
,303(*) | |
|
15. Счастливая семейная жизнь | ||
|
16. Счастье других | ||
|
17. Творчество | ||
|
18. Уверенность в себе | ||
|
Инструментальные ценности |
1. Аккуратность | |
|
2. Воспитанность | ||
|
3. Высокие запросы | ||
|
4. Жизнерадостность | ||
|
5. Исполнительность | ||
|
6. Независимость |
,257(*) | |
|
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других | ||
|
8. Образованность | ||
|
9. Ответственность | ||
|
10. Рационализм | ||
|
11. Самоконтроль | ||
|
12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | ||
|
13. Твердая воля | ||
|
14. Терпимость |
,262(*) | |
|
15. Широта взглядов | ||
|
16. Честность | ||
|
17.Эффективнгось в делах | ||
|
18. Чуткость |
Значимость социализации
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственн ...
Роль эмпатии в техническом творчестве
Акт творчества немыслим без эмпатии: изобретателя – к своему изобретению, ученого – к теории или объекту исследования, художника – к произведению искусства.
В конце концов, любой человек «обязан полюбить хоть дверную ручку, иначе он не человек» (П. Пикассо), с которой он может себя идентифицировать – добавляют ученые.
Художник запрост ...
Психологическое совершенствование - условие
профессионального и личностного роста специалиста. Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма
субъекта труда
Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно задействует свой твор ...



Разделы