Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследовании группы старшеклассников.
У старшеклассников в полных семьях ценности «жизненная мудрость», «свобода», «независимость», «терпимость» занимают высокие ранги в сравнении с показателями старшеклассников из неполных семей, у последних наиболее значимой является «интересная работа». В полных семьях старшеклассники стремятся к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, действовать решительно; ценят терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждении; ориентируются на зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом. Это говорит о более «гибком» и терпимом отношении к окружающим, хотя они, как и многие юноши, желают вырваться из-под опеки взрослых, и быстрее стать взрослыми, самостоятельными. А у старшеклассников из неполных семей явное стремление быть социально успешными.
Эти показатели подтверждаются данными, полученными в результате статистической обработки данных по t- критерию Стьюдента, который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами старшеклассников из полных и неполных семей. (Таблица 3.1.) Выявлена положительная корреляционная связь ценностей «жизненная мудрость», «свобода», «независимость и «терпимость». Они являются более значимыми для старшеклассников из полных семей. Для учащихся из неполных семей перечисленные ценности падают по рангу, а ранг «интересная работа» увеличивается.
Данные, получены с использованием исследования по t-критерию Стьюдента (Таблицы 3.1.) перекликаются с данными, полученными с использованием коэффициента корреляции Спирмена (Таблица 3.2.): выявлены одинаковые различия по обеим выборкам.
Таблица 3.2. Показатели различий между полными и неполными семьями. Расчет по Спирмену.
семья | ||
Терминальные ценности |
1.Активная деятельная жизнь | |
2.Жизненная мудрость |
,459(**) | |
3. Здоровье | ||
4. Интересная работа |
-,273(*) | |
5. Красота природы, искусства | ||
6. Любовь | ||
7. Материально обеспеченная жизнь | ||
8. Наличие хорош. и верных друзей | ||
9.Общественное признание | ||
10. Познание | ||
11.Продуктивная жизнь | ||
12. Развитие | ||
13. Развлечение | ||
14. Свобода |
,303(*) | |
15. Счастливая семейная жизнь | ||
16. Счастье других | ||
17. Творчество | ||
18. Уверенность в себе | ||
Инструментальные ценности |
1. Аккуратность | |
2. Воспитанность | ||
3. Высокие запросы | ||
4. Жизнерадостность | ||
5. Исполнительность | ||
6. Независимость |
,257(*) | |
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других | ||
8. Образованность | ||
9. Ответственность | ||
10. Рационализм | ||
11. Самоконтроль | ||
12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | ||
13. Твердая воля | ||
14. Терпимость |
,262(*) | |
15. Широта взглядов | ||
16. Честность | ||
17.Эффективнгось в делах | ||
18. Чуткость |
Выводы
Стиль управления - устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения.
Выделяют три стиля управления, наиболее часто использующиеся для характеристики управленческой деятельности: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустит ...
Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в
школах-интернатах
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется необходимостью психолого-педагогической диагностики детей, постоянного психологического контроля за уровнем и динамикой их адаптации к школе. ...
Функциональная автономия.
Подходя к сложным и противоречивым проблемам человеческой мотивации, Олпорт определяет то, что считает требованиями для адекватной теории. Во-первых, такая теория должна признавать одновременность мотивов человека. То, что побуждает нас думать или действовать, побуждает нас сейчас. Во-вторых, это должна быть плюралистическая теория, доп ...
Разделы