Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследовании группы старшеклассников.
У старшеклассников в полных семьях ценности «жизненная мудрость», «свобода», «независимость», «терпимость» занимают высокие ранги в сравнении с показателями старшеклассников из неполных семей, у последних наиболее значимой является «интересная работа». В полных семьях старшеклассники стремятся к самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, действовать решительно; ценят терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждении; ориентируются на зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом. Это говорит о более «гибком» и терпимом отношении к окружающим, хотя они, как и многие юноши, желают вырваться из-под опеки взрослых, и быстрее стать взрослыми, самостоятельными. А у старшеклассников из неполных семей явное стремление быть социально успешными.
Эти показатели подтверждаются данными, полученными в результате статистической обработки данных по t- критерию Стьюдента, который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами старшеклассников из полных и неполных семей. (Таблица 3.1.) Выявлена положительная корреляционная связь ценностей «жизненная мудрость», «свобода», «независимость и «терпимость». Они являются более значимыми для старшеклассников из полных семей. Для учащихся из неполных семей перечисленные ценности падают по рангу, а ранг «интересная работа» увеличивается.
Данные, получены с использованием исследования по t-критерию Стьюдента (Таблицы 3.1.) перекликаются с данными, полученными с использованием коэффициента корреляции Спирмена (Таблица 3.2.): выявлены одинаковые различия по обеим выборкам.
Таблица 3.2. Показатели различий между полными и неполными семьями. Расчет по Спирмену.
|
семья | ||
|
Терминальные ценности |
1.Активная деятельная жизнь | |
|
2.Жизненная мудрость |
,459(**) | |
|
3. Здоровье | ||
|
4. Интересная работа |
-,273(*) | |
|
5. Красота природы, искусства | ||
|
6. Любовь | ||
|
7. Материально обеспеченная жизнь | ||
|
8. Наличие хорош. и верных друзей | ||
|
9.Общественное признание | ||
|
10. Познание | ||
|
11.Продуктивная жизнь | ||
|
12. Развитие | ||
|
13. Развлечение | ||
|
14. Свобода |
,303(*) | |
|
15. Счастливая семейная жизнь | ||
|
16. Счастье других | ||
|
17. Творчество | ||
|
18. Уверенность в себе | ||
|
Инструментальные ценности |
1. Аккуратность | |
|
2. Воспитанность | ||
|
3. Высокие запросы | ||
|
4. Жизнерадостность | ||
|
5. Исполнительность | ||
|
6. Независимость |
,257(*) | |
|
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других | ||
|
8. Образованность | ||
|
9. Ответственность | ||
|
10. Рационализм | ||
|
11. Самоконтроль | ||
|
12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов | ||
|
13. Твердая воля | ||
|
14. Терпимость |
,262(*) | |
|
15. Широта взглядов | ||
|
16. Честность | ||
|
17.Эффективнгось в делах | ||
|
18. Чуткость |
Клинические признаки СДВГ
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо вс ...
Теоретическое
обоснование проблемы самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Понятие самооценки в
отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки является важной в современной психологии и достаточно разработанной в большей мере в социальной психологии и психологии личности. СИ. Ожегов определяет понятие самооценки, как оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. С психологической точки зрения- самооценка- оценка личности самого себя, своих возможносте ...
Ощущение
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. Раздражение вызывает еще один процесс-возбуждение. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
Физиологической основ ...



Разделы