· ступенчатость, постепенность, последовательность, создание «переходов» от одного вида коррекционных, реабилитационных или воспитывающих мероприятий к другому.
Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:
- профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации,
- психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение,
- формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми,
- выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию,
- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности,
- содействие возвращению в семью,
- обеспечение возможности получить образование,
- забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей предоставляют реальную возможность оказать им экстренную помощь.
Специалист, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении ребёнка, должен избрать объектом своего внимания вовсе не не дезадаптацию, а причины их возникновения, том числе социально-психологические.
Для оказания профессиональной помощи агрессивным детям необходимо следующее:
Во-первых, изучить социальное окружение ребёнка и провести социально- психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями).
Во-вторых, корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты характера, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию дошкольника.
В-третьих, создать оптимальную модель отношений и способов поведения ребёнка.
Для того чтобы работа с агрессивным ребенком была эффективной, необходимо соблюдение некоторых общих правил.[9, с 9]
Позитивный настрой. Переключение на позитивные стороны в поведении дошкольника. Необходимо собрать мнения о достоинствах ребенка
Доверительное взаимодействие. При взаимодействии ребёнок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Достижение доверия - первоочередная задача.
Субъективность взаимодействия. Сделать семью маленького агрессора заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и собственной жизни.
Выявление причин. Конкретное поведение- это всегда следствие чего- то. Причина агрессивности в поведении весьма значима, поэтому, устраняя только следствие, нельзя добиться устойчивых результатов.
Последовательность во взаимоотношениях. Слова и заявления должны соответствовать действиям. Например, если советовать ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорить, что дракой или ссорой ничего не доказать, но при этом кричать на ребенка и наказывать, то в результате непонимание и отчуждение между ребёнком и взрослым только увеличиться
Позитивность взаимодействия. Предполагает следующее:
Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка. Например, бессмысленно от ребёнка с холерическим темпераментом добиваться ровного, спокойного поведения в течении всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля.
Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Важно вместе с ребенком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений.
Поощрение положительных изменений. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Вряд ли агрессивный ребёнок может быстро стать кардинально другим.
Анализ результатов тестирования
По результатам темпинг-теста определяем тип нервной системы. Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой. График работоспособности по типу «выпуклый»: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 20-30 секундам он может снизиться ниже ...
Изучение влияния особенностей детско-родительских отношений в семьях после
развода на развитие личности ребенка. Особенности реагирования
детей на семейные конфликты
Ситуация развода в семье так или иначе сопровождается конфликтными взаимоотношениями. В семье противоречия отравляют жизнь не только супругам, но и их детям. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных семейных событий в жизни ребенка. Так ...
Иерархическая теория
потребностей А. Маслоу
Иерархия потребностей А. Маслоу – это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная для понимания не только текущего состояния общества, но для прошлого и будущего. Ее достоинства в том, что она пригодна для формирования, развития и функционирования не только индивида, но и крупных социальных групп и социальных институтов ...
Разделы