После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участники во время отдыха и игр. Было зафиксировано заметное снижение уровня агрессивности и рост потребности в совместных действиях. Эти и аналогичные данные позволяют предположить, что привитие социальных умений агрессивным людям может оказаться весьма полезным — оно поможет им избежать опасных стычек с другими. Другие же способы, позволяющие расширить репертуар социальных умений у жестких, склонных к агрессии людей, обычно основываются на следующих процедурах:
Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собственного поведения.
Ролевые игры. Этот метод предлагает лицам, проходящим тренинг социальных умений, представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений. Это дает им возможность проверить на практике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования или родственных с ним процедур.
Установление обратной связи. Во время этой ступени тренинга социальных умений (которая может сочетаться с ролевыми играми и даже с моделированием) с индивидами устанавливается обратная связь в виде реакций — как правило, позитивных — на их поведение. Они поощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное поведение, Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.
Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы завершаются тем, что их участников учат общим принципам — принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения.
Описанные методы зачастую практикуются в группах, состоящих от 6 до 12 человек. Члены этих групп тщательно отбираются с тем, чтобы они не слишком отличались по уровню дефицита социальных умений. Такие группы обычно занимаются 2—3 раза в неделю по 1 — 2 часа. Обучение продолжается до тех пор, пока все члены группы не добьются заметных успехов в овладении социальными умениями, необходимыми для большого количества ситуаций — от межличностного общения до способности нормально реагировать на отказ и справляться со стрессом. Более того, тренинги социальных умений разработаны для самых разнообразных групп индивидов — от сверхагрессивных подростков до полицейских и родителей, плохо обращающихся со своими детьми. В большинстве своем посещение такого рода тренингов приводит к весьма заметным сдвигам в поведении обучающихся — к снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений. Таким образом, если принимать все эти факты в расчет, получается, что обучение адекватным социальным умениям является многообещающим методом снижения интенсивности и уменьшения количества случаев человеческого насилия.
За последние несколько десятилетий многие крупные ученые, особенно американцы, сумели оказать определенное воздействие на общенациональную внутреннюю политику своими рекомендациями через участие в президентских и федеральных комиссиях. Среди наиболее авторитетных можно было бы назвать Федеральную комиссию по изучению агрессивного поведения (середина 60-х годов); Национальную комиссию по проблемам изучения причин и предотвращению насилия (1968 год); президентскую Комиссию по наблюдению за соблюдением законности и правосудия (1968 год); Федеральную комиссию в ответ на требования конгресса США исследовать влияния телевизионного насилия на социальное и особенно детское и юношеское насилие (1969 год); Комиссию по вопросам американского будущего (середина — конец 70-х годов) и т. д. Определенным успехом можно считать также и тот факт, что в сентябре 1989 года обе палаты американского конгресса проголосовали за то, чтобы телевизионные компании этой страны выработали наконец общие позиции по поводу показа насилия и агрессии на экранах телевидения.
Объект, предмет и задачи психологии
Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисциплин — так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на ...
Анализ психологической литературы.
Рассмотрение теоретических подходов к проблемам
изучения агрессии. Понятие
агрессии и подходы к ее изучению
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту».[1] Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением с ...
Религиозная аддикция
зависимость от религиозной организации – официальной конфессии или секты (наиболее опасна). вера в высшие силы является неадекватным способом решения внутренних проблем, уводит от реальности, является следствием желания обрести уверенность в себе через обретение «покровителя», отказа от ответственности за происходящее; отчуждение от бли ...
Разделы