Трудности, испытываемые в неполной семье.
Страница 3

Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

Трудности, испытываемые в неполной семье это:

· Отсутствие примера мужского(женского) поведения

· Отсутствие примера взаимоотношения полов (муж – жена, мать – отец)

· Нарушение образа родителей

· Отсутствие полноценного источника знаний о мире

· Психологическая уязвимость и незащищенность

· Проблемы с дисциплиной и порядком

· Проблемы в межличностном общении и социальной адаптации

· Повышенная агрессивность

· Нарушение образа-Я

· Опасность двигательной и сенсорной депривации

· Опасность материнской депривации (при условии высокой занятости матери и как следствие - недостаток общения с матерью)

Говоря о взаимодействии семьи и школы, хо­чется сказать еще об одном важном обстоятельст­ве — о возросшей в последнее время необходимо­сти компенсировать недостатки семейного воспи­тания. Что имеется в виду прежде всего?

В школах, как правило, каждая четвер­тая семья неполная. Чаще всего нет отца. Но и да­леко не все семьи, где есть отцы, испытывают их положительное влияние. Значительное число де­тей, особенно мальчиков, обделены мужским вни­манием. Нередко в роли главы семьи выступает женщина. В школе, как известно, мужчин тоже немного: это, как правило, преподаватели труда, физкультуры, начальной военной подготовки. Чем можно компенсировать этот недостаток? Прежде всего, привлечением к участию в жизни школы родителей-мужчин. Второй путь (он может быть очень продуктивным, как показывает практика)- включение в работу с младшеклассниками и под­ростками юношей десятых-одиннадцатых классов.

Но как бы ни старалась школа компенсировать недостатки семейного воспитания, как бы ни пы­талась семья выправить огрехи воспитания школьного — они друг друга заменить не могут. При всей близости семья и школа имеют свои су­губо специфические воспитательские задачи и функции, только им свойственные. Например, семья формирует у ребенка начальные нравствен­ные понятия и установки, вырабатывает основ­ные жизненные потребности, готовит к будущей семейной жизни. Школа дает систематические знания основ наук, учит жить и работать в кол­лективе, развивает общественную активность бу­дущих граждан, оказывает квалифицированную психологическую и социальную поддержку, если это необходимо.

Выводы

Влияние семьи на воспитание ребенка очень велико. Потому как семья – это важнейший инструмент социализации. Формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живёт семья. Поэтому влияние различных типов семьи на воспитание ребенка огромно. В зависимости от того, в какой семье (полной или неполной) ребенок растет и развивается, будет формироваться и развиваться его личность. Естественно, что семья с полным составом может и не давать ребенку ощущения полного психологического и эмоционального комфорта вследствие, например, напряженных отношений между родителями, но несомненно, что неполная семья испытывает гораздо больше трудностей, нежели полная. Это нехватка мужского или женского внимания для ребенка, когда нет матери или отца; нехватка денежных средств, необходимых для нормального функционирования семьи, испытывание затруднений материального и бытового характера; отсутствие необходимой психологической защиты и эмоциональной поддержки; необходимость для ребенка заниматься трудовой деятельностью в ущерб учебной; низкий уровень социального развития; алкоголизм, наркомания.

Страницы: 1 2 3 


Младшие школьники с высокими способностями. Психология способностей и одаренности
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в эти понятия. Существует несколько определений этих понятий. Например, В.В. Давыдов и А.В. Запорожец под термином «одаренность» подразумевают единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллектуальных во ...

Факторы развития зависимого поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Под биологическимипредпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова­ния на различные воздействия, например, на алкоголь. Заме­чено, что лица, изначально реагирующие на алкого ...

"Приход к согласию" со средой
Хотя Гольдштейн, будучи теоретиком организмического плана, главное внимание уделяет внутренним детерминантам поведения и придерживается принципа, в соответствии с которым организм находит ту среду, которая наиболее соответствует само-актуализации, он не сторонник той крайней позиции, согласно которой организм независим от внешнего мира. ...